Как в разных странах сносили целые районы

_Андрей Стенюшкин_

Архитектор, сооснователь исследовательского проекта «Совмод». Окончил Московский архитектурный институт.

Хрущевки

Типовые серии жилых домов, построенных в СССР с конца 1950-х по начало 1980-х. Социальное жилье в стиле функционализма, которое возводилось как временное. Могли быть панельными, кирпичными или крупноблочными. Чаще всего были в 5 этажей или ниже, потому что 5 этажей — максимально допустимая высота для дома без лифта.

Принятая на прошлой неделе в первом чтении программа реновации Москвы, больше известная как программа по сносу пятиэтажек, может стать самым масштабным в истории примером внутригородского переселения. В течение неясного пока срока (говорят о 20 или даже 30 годах) более чем полутора миллионам горожан, возможно, придется менять место жительства — обещают, правда, что новое жилье будет в том же или соседнем районе. Прежде всего речь идет о панельных и кирпичных хрущевках, расположенных в основном за Садовым кольцом.

Такой исход был предусмотрен самой концепцией хрущевок: они молниеносно возводились, но и имели ограниченный срок эксплуатации. На момент постройки никто не предполагал, что полвека спустя замена этим микрорайонам так и не появится.

Есть вероятность, что пятиэтажки будут сносить целыми кварталами. Как ни странно, это не будет первым таким случаем.

Пруитт-Айгоу

Сент-Луис, США Население: 12 000 человек (2 870 квартир) Строительство: 1952—1955 Снос: 1972—1976

Символ крушения модернистской архитектурной концепции, не выдержавшей реалий, Пруитт-Айгоу был построен в 1950-х, когда администрация Сент-Луиса избавлялась от трущоб. Комплекс, спроектированный японским архитектором Минору Ямасаки (построившим позже Всемирный торговый центр в Нью-Йорке), состоял из тридцати трех 11-этажных жилых корпусов, перемежавшихся зелеными зонами. Квартиры должны были сдаваться малоимущим и среднему классу. Авторы проекта спланировали общие помещения и широкие остекленные коридоры-галереи, чтобы жильцы активно общались друг с другом.

По проекту застройка была разделена на «белую» и «черную» части, но к моменту завершения строительства в Миссури отменили закон о сегрегации, и власти презентовали комплекс как символ «новой Америки» — общества терпимости и братства.

Для первых местных жителей — выходцев из трущоб — новый дом казался раем. Изначально комплекс был смешанным: более состоятельных белых и малоимущих черных было почти поровну. Однако выходцы из трущоб в случае разногласий прибегали к насилию, что отпугивало других жильцов, — постепенно те, кто мог позволить себе переезд, уезжали. В конце концов Пруитт-Айгоу превратился в многоэтажное гетто, длинные коридоры которого стали рассадником криминала. Коммунальные услуги перестали оказывать за неуплату счетов, уровень преступности рос, а полиция избегала появляться в этом районе.

К 1970 году район признан зоной бедствия, все предложения по реновации и перезаселению отклоняются как нецелесообразные. Оставшихся жильцов выселяют в частные дома в пригородах, и уже в 1972 году начинается снос комплекса.

Через четыре года от крупного жилого комплекса остается лишь пустырь.

Ранкорн, Великобритания Население: 6 000 человек (1 500 квартир) Строительство: 1977 Снос: 1990—1992

Саутгейт должен был стать центром нового Ранкорна — этому небольшому городу в 1960-х была поставлена задача привлечь жителей из перенаселенных Манчестера и Ливерпуля. Новая застройка была в основном малой и средней этажности, в противовес привычному для Великобритании многоэтажному социальному жилью. Комплекс состоял из блокированных домов на севере комплекса и галерейных террасированных корпусов, соединенных надземными пешеходными переходами, на юге. Первые этажи южных корпусов были отданы под гаражи. Жилая часть соединялась надземным переходом с огромным торгово-развлекательным комплексом — главным центром притяжения города. Здания с оригинальными круглыми окнами возводились из железобетонных панелей и отделывались ярким стеклопластиком.

Экспериментальный комплекс не пришелся по вкусу обитателям. Свободный доступ на пешеходные переходы и лестничные клетки привел к росту преступности; жители жаловались на шум, отсутствие отдельных дворов, удаленность от магазинов и общественного транспорта; многие не принимали бруталистский внешний вид комплекса. Со временем некоторые из корпусов опустели, их стали портить вандалы. В 1989 году комплекс решили снести, а на его месте построить более традиционное жилье.

Red Road Flats

Глазго, Шотландия Население: 4 700 человек Строительство: 1969 Снос: 2010—2015

В 1950-х в Глазго внедрялась программа по сносу трущоб, расположенных недалеко от центра города. Жителей переселяли в новые дома на периферии, одним из которых был Red Road Flats. 28- и 31-этажные башни комплекса, бывшие на момент постройки высочайшими в Великобритании, стали идеологическим антиподом снесенных малоэтажных трущоб. Впрочем, архитектора комплекса Сэма Бантона обвиняли в погоне за неоправданной высотностью ради личных амбиций. Кроме того, при строительстве активно использовался асбестоцемент, токсичность которого была обнаружена два десятилетия спустя.

Комплекс получил дурную репутацию из-за высокого уровня преступности; жители жаловались на гнетущую атмосферу, что подкреплялось популярностью башен как места для самоубийств. В 2005 году жилищным товариществом Глазго, в собственности которого находился комплекс, было принято решение о постепенном демонтаже зданий: их реновация оказалась нецелесообразной. Онлайн-петицию против сноса подписали 17 тысяч человек, но на ситуацию это никак не повлияло.

Деревня Дахон

Шэньчжэнь, Китай Население: 70 000 человек Снос: 2011

Деревня Дахон принадлежала к числу так называемых урбанизированных деревень — это характерный для Китая переходный тип поселений, появившихся благодаря соседству деревень с городскими агломерациями. Такие деревни становятся буфером, где живут приезжие из провинции, которые работают в городе. Застройка в урбанизированных деревнях уплотняется и растет вверх, образуя сетку из очень узких и темных улиц.

Стремительно развивающийся город Шэньчжэнь поглотил соседнюю деревню, после чего ее разрушили до основания: соседство с хаотично отстроенным районом считалось неблагоприятным для экономического развития города. Уступившие свою собственность деревенские жители получили крупные компенсации, а некоторым даже удалось попасть в ряды юаневых миллионеров.

Коулун

Город-крепость Коулун Гонконг Население: 50 000 человек Снос: 1993—1994

При передаче Гонконга в аренду англичанам в конце XIX века Китай оставил себе для посольства обнесенный стеной военный форт. Во время Второй мировой войны вторгшиеся в Гонконг японские войска разогнали проживавших здесь китайских чиновников, и крепость стала городом в городе, фактически лишенным государственного управления. В правовой вакуум устремились беженцы из Китая, малоимущие и бездомные — за несколько десятилетий Коулун превратился в самое густонаселенное в мире жилое образование. В отсутствие полиции здесь процветали наркотические лаборатории, бордели, производства контрафакта, опиумные курильни — все, что было запрещено за стеной. Правда, здесь почти не происходило убийств: преступные триады следили за порядком, опасаясь, что за тяжкие преступления их могут лишить свободы и власти.

Из Коулуна в Гонконг распространялись наркотики и контрабанда, в форте скрывались разыскиваемые преступники. После долгих переговоров между Англией и Китаем в 1987 году было решено избавиться от внутреннего города, а его обитателей переселить в социальное жилье. Процесс выселения растянулся на 6 лет, и лишь в 1993 году власти приступили к сносу. Теперь на месте бывшего «запретного города» расположен городской парк, об истории которого напоминают лишь несколько сохраненных построек.