Опасен ли запах сероводорода

Этой весной москвичи как-то особенно часто переживали по поводу запаха сероводорода, настойчиво появляющегося на востоке Москвы.

Не добавляли уверенности и показания станций «Мосэкомониторинга», регулярно сообщающих о значительных превышениях уровня содержания этого вещества в воздухе. По традиции, подозрение падает на Московский НПЗ, находящийся на юго-востоке столицы.

Утром в среду, 17 мая, превышение сероводорода достигло каких-то совсем запредельных значений. Поэтому МОСЛЕНТА решила разобраться, что же происходит на одном из крупнейших предприятий города, а заодно вспомнить все последние тревожные случаи.

Невесенние запахи

Горожане уже привыкли, что иногда воздух начинает не очень приятно пахнуть, но новость от 14 марта прозвучала довольно тревожно: станции экомониторинга зафиксировали почти трехкратное превышение предельно допустимой концентрации (ПДК), то есть нормы содержания в воздухе сероводорода в Люблино и чуть меньшее, но все же превышение в Выхино-Жулебино, Капотне, Москворечье-Сабурово и Бирюлево.

В следующий раз знакомый неприятный запах появился на востоке Москвы утром 3 апреля. Тогда станции мониторинга зафиксировали резкое повышение уровня оксида углерода и превышение ПДК в 1,1 раза в Люблино, Бирюлево, Котельниках. В Капотне, где находится МНПЗ, ПДК по диоксиду азота была превышена в 1,6 раза, а в воздухе над Марьино обнаружилось повышенное содержание мелкодисперсных частиц.

Тогда в пресс-службе нефтеперерабатывающего завода заявили, что нормы по выбросам в ночь перед этим были соблюдены. А синоптики добавили, что погода будет безветренной, что в целом не способствует рассеиванию вредных примесей в атмосфере.

Однако уже 17 апреля вечером (это было воскресенье) норма по сероводороду на востоке Москвы снова была превышена почти втрое, на этот раз — в Марьино. Почти в то же время резко повысился уровень сероводорода в атмосфере в Люблино. Станция контроля зафиксировала превышение ПДК почти в полтора раза. А вот в Капотне в тот раз обошлось без «рекордов» — содержание этого вещества составляло 0,6 нормы.

На этот раз ситуацией заинтересовался Роспотребнадзор, однако эксперты не выявили никаких нарушений. По их словам, пробы были взяты на 10 улицах, и содержание сероводорода в них не превышало установленных гигиенических нормативов.

Все выше и выше

Спустя почти месяц, 14 мая, «отличился» район Орехово-Борисово Южное — по данным станции экомониторинга на Гурьевском проезде, содержание сероводорода в воздухе было в 17 раз выше нормы, при этом суммарный уровень углеводородов был больше ПДК примерно в 3,5 раза. А в Бирюлево и на Пролетарском проспекте превышение достигло 2,6 и 3 раза соответственно.

В Вешняках, Люблино, Марьино, Капотне содержание сероводорода тоже повысилось, но осталось в пределах допустимых значений. Но при этом в Вешняках одновременно с аномальным превышением в Орехово-Борисово резко вырос уровень содержания углеводородов в воздухе — аж в 15 раз больше нормы.

На следующий же день компания «Транснефть» опубликовала сообщение, что Московский НПЗ из-за нештатной ситуации 14 мая остановил прием и сдачу готовой продукции в систему. В «Газпром нефти», которой принадлежит завод, объяснили, что из-за технологических процедур предприятие выключило установку получения серы, но в ближайшее время работа будет возобновлена. При этом система мониторинга НПЗ не зафиксировала никаких превышений по вредным выбросам.

Спустя два дня после аномального увеличения уровня сероводорода Росприроднадзор решил все-таки провести внеплановую проверку московского предприятия. Но ее результатов придется ждать около 20 дней.

И вот сегодня, после анонсированной накануне проверки, Мосэкомониторинг зафиксировал резкое и в разы более сильное повышение уровня сероводорода в воздухе над Капотней. Согласно графику, около 01:00 ПДК по этому веществу была превышена в 51 раз, к 07:00 — уже в 2,9 раза, потом снова в 10 и более раз, и, наконец, к 13:00 снова пришла в норму.

Такие цифры уже заставили МЧС обратить внимание на ситуацию. В Капотню были срочно направлены мобильные лаборатории спасательного ведомства и Росгидромета, но они не нашли следов такого глобального загрязнения атмосферы. В МЧС склоняются к версии, что датчик на станции мониторинга был попросту неисправен.

Большой ремонт

На самом МНПЗ давно не скрывают, что затеяли большую модернизацию — ее запустили еще в 2011 году после перехода предприятия в собственность «Газпром-Нефти». Она рассчитана до 2020 года и оценивается в 200 миллиардов рублей. В 2011-2015 годах завод сократил выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 36 процентов, к завершению модернизации сократит еще на 39 процентов за счет полной замены устаревшего оборудования.

От двух самых опасных и вредных объектов МНПЗ уже избавился. Факел, где по устаревшей технологии сжигали излишки углеводородов из установок, больше не горит, так как весь газ ликвидируется теперь в печах. Пропало и знаменитое «черное море» — пруд с отходами в виде тяжелого гудрона, полученного после обессеривания нефти с помощью серной кислоты опять же по устаревшей технологии.

Удалось специалистам и добиться почти полной очистки сточных вод, которые поступают в систему «Мосводоканала». В этом году там должна заработать многоблочная система биологической очистки «Биосфера», которая позволит повторно использовать более 75 процентов оборотной воды и сократить забор свежей речной воды в 2,5 раза.

Из последних новостей модернизации: 14 мая предприятие сообщило о завершении замены катализаторов восьми установок «большого технологического» кольца, а сами аппараты были прочищены и продиагностированы. Катализаторы — это элементы перерабатывающей установки, которые необходимы не только для производства, но и для очистки готовых продуктов.

В целом планово-предупредительный ремонт на объектах «большого технологического кольца» был завершен к 17 апреля. В частности, модернизация затронула установки производства водорода, серы, МТБЭ и олигомеризата, гидроочистки дизельного топлива, изомеризации легкой нафты, установлены системы утилизации.

Что касается неприятного запаха — как пояснял МОСЛЕНТЕ главный технолог предприятия Владимир Галкин, это вещь очень относительная, и оценить по их интенсивности степень загрязнения атмосферы нельзя.

«В основном вы можете чувствовать запахи углеводородов. Нужно понимать, что наш нос определяет концентрацию углеводородов около 1-1,5 миллиграмма на кубометр. А по нормам ПДК в десять раз выше, чем то ощущение, которое вы называете запахом. Даже если этот запах будет сильнее, то до той концентрации, когда вещество будет наносить вред здоровью, будет еще целый порядок», — сказал он.

Галкин также предложил обращать внимание на данные автоматической системы мониторинга, которые транслируются на большом экране на въезде в МНПЗ. Контроль идет в режиме реального времени.