"Наш городок" на нижегородской сцене: жизнь в трех действиях

Зайкаускас задумал спектакль по пьесе Уайлдера еще в студенческие годы. Постановка на нижегородской сцене стала для режиссера уже четвертой. Ранее он представил “Наш городок” на суд публики в Киеве, Уфе и Алма-Ате. Реакция зрителей была неоднозначной: где-то пьесу принимали с восторгом, и она шла с аншлагами, где-то ее откровенно не понимали. На первый взгляд, это размеренное описание будней жителей провинциального американского городка, где люди занимаются своими повседневными делами, ссорятся, мирятся, влюбляются, женятся, воспитывают детей. Сам автор определял ее жанр, как “жизнь в трех действиях с одним антрактом”. Фото: Надежда Кей “Я не старался искать ничего нового и принципиально менять концепцию спектакля, - отмечает Линас Зайкаускас. - Меня всегда интересовала сама суть пьесы. Это спектакль о том, как жить на Земле, чтобы быть счастливым. Все этого хотят, но не у всех получается, хотя теоретически все понятно – нужно ценить каждую минуту, любить друг друга, находить радость и в буднях, и в праздниках, и в экстремальных ситуациях. Когда работаешь в другом театре, с другими актерами, все получается иначе. Меняются некоторые детали, штрихи и ракурсы. В нижегородском театре драмы сильная труппа, артистам подвластны многие темы, роли и пьесы. Наверное, это мечта каждого режиссера.” Фото: Надежда Кей С труппой Зайкаускас познакомился еще в конце прошлого года, когда приехал в Нижний Новгород и посмотрел практически все спектакли текущего репертуара. Распределение ролей произошло не сразу, но в итоге был сделан окончательный выбор. Поскольку сюжет разворачивается вокруг двух семей, в спектакле заняты как актеры старшего поколения, так и молодежь. Заслуженный артист России Сергей Блохин, как и в одной из недавних постановок театра “Брачный договор”, выходит на сцену в образе отца взрослой дочери, которую играет Маргарита Баголей. Роль ее возлюбленного Джорджа Гиббса исполняет Николай Смирнов, для которого “Наш городок” стал дебютом. Он окончил Красноярский государственный институт искусств в прошлом году, а в январе присоединился к труппе Нижегородского театра драмы. Фото: Надежда Кей “Я сразу ощутил поддержку старших коллег, - вспоминает Николай. – Они помогали разобраться мне с различными рабочими моментами в театре, в том числе и с ролью. Я играю персонажа, который только начинает взрослеть. Он познает жизнь и первую любовь, которая в итоге становится вечной. Это своеобразная история Ромео и Джульетты ХХ века, повествование о счастье. На сцене мы стремимся показать, как его понимают люди, в том числе и те, которые уже прожили свою жизнь.” Еще одна дебютантка – Алина Ващенко, выпускница Московской театральной школы Олега Табакова – также пополнила труппу в январе 2017 года. В спектакле она играет Ребекку Гиббс, сестру главного героя. Фото: Надежда Кей “В моей роли заключается открытие превращения героини из маленькой девочки в девушку , - рассказывает Алина. - Вместе со старшим братом Ребекка проходит стадию ребячества, между ними происходят ссоры и недопонимания, порой они дразнят друг друга. Мне хотелось передать ее рассуждения о взрослой жизни и то, в чем она видит счастье. Для нее это невероятное восхищение всем на свете, она только познает мир.” Художественным оформлением спектакля занималась Маргарита Мисюкова из Уфы, которая сотрудничает с Линасом Зайкаускасом уже не первый год. Несмотря на то, что сам драматург задумывал пьесу как спектакль в спектакле и предлагал постановщикам отказаться от занавеса и декораций, в нижегородской версии они присутствуют. Фото: Надежда Кей Одна из особенностей сценографии – шкафы, которые в начале символизируют поезд, выезжая из-за кулис, а затем – дома местных жителей. По словам Мисюковой, благодаря лаконичным декорациям, спектакль получился камерным, хотя он будет идти на большой сцене. “Все декорации – в ремарках автора, - говорит художник. – Что же касается костюмов, то мы взяли за основу исторические наряды викторианской эпохи, так как действия происходят в начале ХХ века. Но нельзя забывать и то, что в маленькие городки мода приходит несколько позднее, чем в мегаполисы, и держится дольше. Пьеса охватывает период в 13 лет, и если костюмы персонажей видоизменяются, то незначительно.” Фото: Надежда Кей Над музыкальным оформлением спектакля работал сам Линас Зайкаускас. Он окончил Ленинградскую консерваторию по специальности оперный режиссер, и решил самостоятельно заняться подбором композиций. “В спектакле будет звучать музыка разных эпох, как классическая, так и современная, - отмечает Зайкаускас. – Например, публика услышит и композиции Генделя, и мелодии Збигнева Прайснера.” По словам создателей спектакля, темы отношений между людьми и попыток проникнуть в суть бытия, затронутые Уайлдером в первой половине прошлого века, не теряют своей актуальности и сегодня. Фото: Надежда Кей “Спектакль обязательно найдет своего зрителя, и нижегородцы его оценят по достоинству, ведь он касается вечных ценностей – любви и счастья, - считает директор Нижегородского государственного академического театра драмы Борис Кайнов. – Мы с режиссером нашли общие точки соприкосновения наших взглядов. Можно сказать, что эта пьеса о каждом из нас.” Линас Зайкаускас также добавил, что постановка будет интересна зрителю, любящему поэзию, которой пронизано действие. Фото: Надежда Кей “Жизнь в “Нашем городке” медленная и неторопливая, а поэзия не терпит суеты , - констатирует режиссер. – Каждый творческий человек хочет сочинить то, что понравилось бы и профессору, и уборщице, но такие случаи редки. Любое произведение должно иметь своих зрителей. В первую очередь я создаю спектакль для себя. Я верю в то, что когда работаешь так, как для себя, то результат понравится и другим.”

"Наш городок" на нижегородской сцене: жизнь в трех действиях
© Ревизор.ru