Андрис Лиепа отметил юбилей эксклюзивным подарком

Николай Цискаридзе любит вспоминать, как во времена его ученичества все балетные мальчики, и он в том числе, мечтали походить на Андриса Лиепу, а девочки рисовали идеальные пропорции его фигуры в своих тетрадках и, закрыв глаза, воображали себя Ниной Ананиашвили. Пара тогда была на пике популярности и первой из русских с разрешения советского правительства покорила цитадель Баланчина «Нью-Йорк Сити балле». Прошли годы, и сегодня символ балета 80-х отмечает в Кремлевском дворце уже свое 55-летие… Андрис Лиепа — имя знаковое для тех, кто любит балет. Он танцевал ведущие партии классического и современного репертуара в Большом и Мариинке. Михаил Барышников в Американском балетном театре (ABT), где Андрис был премьером, специально на него ставил свою версию «Лебединого озера». Звездный танцовщик работал с труппами Баланчина и Бежара, по личному приглашению Рудольфа Нуреева танцевал в Парижской опере, а еще — в Ла Скала, Шведском Королевском балете… В общем, по всему миру. А для своего юбилейного вечера Андрис выбрал ту самую сцену, где когда-то, будучи учеником хореографического училища, начинал освоение профессии, а затем, превратившись в белокурого принца из сказки, исполнял разноплановые партии в балетах Владимира Васильева «Золушка» и «Макбет». Став руководителем Фонда Мариса Лиепы и организовав антрепризу «Русские сезоны XXI века», на этой же сцене Андрис показывал возрожденные им балеты дягилевского репертуара: «Жар-птицу», «Шехеразаду», «Петрушку»… Не изменил этому правилу Андрис и на этот раз. Именно с дягилевских «Русских сезонов» он начал первое отделение своего вечера, в которое включил балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы А.Бородина «Князь Игорь», которым дягилевцы начали завоевание Парижа в 1909 году, и одноактный балет «Видение розы», выразительно станцованный звездами Мариинского театра Ксандером Паришем и Юлией Махалиной. Но самым эксклюзивным подарком публике стал III акт оперы-балета «Золотой петушок». Этому забытому сейчас шедевру хореографа Михаила Фокина и художников-авангардистов Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой Андрис вместе с артистами Детского музыкального театра имени Наталии Сац дал новую жизнь. А роскошное оформление в стиле «русского лубка» по эскизам Гончаровой, удачно восстановленное Вячеславом Окуневым, стало главным открытием вечера. Довольно длинное второе отделение концерта свелось, в сущности, к дивертисменту, в котором балетная классика и современные номера в исполнении признанных мастеров перемежались с выступлениями малоизвестных коллективов — например, Детской хореографической студии при Государственном ансамбле танца «Урал». Прима Михайловского театра Екатерина Борченко и премьер Мариинки Евгений Иванченко (стать и форма, в которой на протяжении многих лет находится этот танцовщик, приводят в восхищение) уже в который раз показали на кремлевской сцене высокую культуру исполнения в па-де-де из балета «Лебединое озеро». Татьяна Мельник из Венгерского государственного оперного театра и Вадим Мунтагиров из английского Королевского балета зажигательно исполнили другое популярное па-де-де — из балета «Дон Кихот». А еще публика здесь увидела выступление таких высокопрофессиональных артистов, как Андрей Баталов (Мариинский театр), Ванесса Захориан (Балет Сан-Франциско), Патрик де Бана, Элен Мартин и многие других. Особо следует выделить дебютантов: танцовщика Национального балета Испании Серхио Берналя, и солистов Большого театра Якопо Тисси и Алену Ковалеву. Если в «Треуголке» Мануэля де Фальи (тоже, кстати, знаменитый балет дягилевского репертуара, правда, представленный в хореографии не Леонида Мясина, как было у Дягилева, а Антонио Руи Солера) Серхио Берналь, щелкая каблуками, блистательно станцевал фарруку, показывая виртуозное владение испанским исполнительским стилем, то его «Лебедю» (мужской вариант знаменитого номера на музыку Сен-Санса) явно недоставало поэтичности и удлиненных линий, которыми балетную Москву на вечере Майи Плисецкой когда-то завораживал другой испанец — Игорь Йебра. А вот Алена Ковалева и Якопо Тисси утонченностью линий похвастаться как раз могут, что оба исполнителя не преминули доказать в концертном па-де-де из балета «Раймонда». Этот номер попал в дивертисмент не случайно. В творческой биографии юбиляра он занимает особое место. Специально поставленное Юрием Григоровичем на Нину Ананиашвили и Андриса Лиепу, это па-де-де принесло танцовщикам золото на престижнейшем Московском международном конкурсе артистов балета. И Ковалева, и Тисси — новобранцы Большого театра. Она — недавняя выпускница Вагановской академии, и ее проблема — слишком высокий, даже по нынешним балетным меркам, рост. Он — экс-солист театра Ла Скала, покинувший свою альма-матер вслед за Махарбеком Вазиевым, нынешним руководителем балетной труппы Большого театра. Впрочем, выступления итальянца на вечерах, организованных Андрисом Лиепой, стали уже своеобразной традицией: еще не войдя в штат Большого театра, танцовщик уже успел выступить в конце прошедшего года и на Christmas Балет-гала, и на концерте, посвященном памяти отца Андриса — Мариса Лиепы. Партнерские качества Тисси таковы, что делать успешную карьеру Ковалевой не помешает и ее рост. Балерина демонстрировала в «Раймонде» горделивость осанки и музыкальность исполнения, итальянский танцовщик, разрезая необъятную кремлевскую сцену прыжками, раскрывал ноги в шпагате, откровенно показывая их красоту, мягкость и силу. Оба высокие и молодые (ей 19, ему 21), они идеально подходили друг другу и в «Раймонде» составили гармоничный дуэт. Поскольку «пробное» выступление новоиспеченной пары в Кремле прошло довольно успешно, сейчас танцовщики вместе усиленно репетируют «Бриллианты» Баланчина и планируют показать их уже на Исторической сцене Большого театра в самом начале апреля.

Андрис Лиепа отметил юбилей эксклюзивным подарком
© Московский Комсомолец