Владимир Этуш перевоплотился в даму-огнеборца

Свой юбилей любимец миллионов россиян и старейший действующий актер России встретил, как и полагается большому артисту, на сцене родного Театра имени Вахтангова. Специально для юбиляра режиссер Владимир Иванов поставил спектакль «Бенефис». В основу постановки положена пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Прекрасный материал, наполненный светлым юмором в стиле комедий Гайдая и Рязанова, режиссер усилил неожиданной трактовкой. Владимир Абрамович сыграл главу скромного семейства — ...престарелую даму Софью Ивановну. Действие, простое и трогательное, разворачивается в старомодной квартире Софьи Ивановны и ее уже немолодой дочери (Ольга Тумайкина). Мать давно не встает с инвалидного кресла, чувствует, что скоро покинет этот мир, и не хочет, чтобы ее ребенок остался один. «Ну, день мне остался, два. Может быть, три…» — произносит Софья Ивановна. Однако, по ее мнению, и этого небольшого срока достаточно, чтобы выдать дочь замуж. Многие помнят эту историю по экранизации с участием Екатерины Васильевой, Олега Янковского и Ирины Купченко — режиссер Михаил Агранович в своем фильме бережно пересказал содержание пьесы. Что касается Владимира Иванова, то он перенес действие в театр и дополнил новыми линиями. По сюжету, актриса, которая должна играть бабушку, задержалась на съемках. Спектакль на грани провала — уже прозвучал первый звонок. Тогда директор идет ва-банк и выпускает на сцену в роли бабушки местного пожарного — его и играет Владимир Этуш. Зрители встретили «бабушку» Этуша овацией. Каждая фраза артиста вызывала молниеносный отклик в зале. И не только потому, что у фронтовика Этуша — юбилей, просто в свои 95 он поражает умением создавать острохарактерные комедийные роли. Актер не пытается создать манерную даму элегантного возраста, а остается самим собой в предлагаемых обстоятельствах, чем еще больше усиливает комический эффект. В парике, накидке, с брошью на груди Этуш неотразим. Он умело отыгрывает неожиданный образ, искренне удивляясь тому, что у пожарного вдруг появилась грудь. Иронически размышляет о скорой кончине своей героини, всё время отодвигая сроки: «Ну, неделю мне осталось, другую… может быть, год, а то и три...» Не стесняясь, озвучивает ремарки, которые подсказывает ему помреж, а порой просит «не мешать», ибо «дальше он и сам знает». Однако профессиональная закалка огнеборца дает о себе знать. В разгар спектакля, когда в доме женщин появляется долгожданный мужчина Игорь (Евгений Князев) со свечой в руке, «бабушка» восклицает: «Использование открытого огня на сцене театра запрещено!», чем ставит коллег в затруднительное положение, а зрителя приводит в восторг. Старомодный водевиль Птушкиной, крепко срежиссированный и разыгранный прекрасными артистами, бьет кассу лучше любой новомодной постановки. В зале был переаншлаг, при том, что многие, конечно, целенаправленно пришли поздравить юбиляра и под занавес завалили его букетами цветов. Этуш ответил танцем: мол, мы с моей Софьей Ивановной только по паспорту пенсионеры, а так еще о-го-го какие фокусы выдавать можем. Директор театра Кирилл Крок зачитал поздравительную телеграмму от премьер-министра России Дмитрия Медведева. Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, вышедший на сцену, поблагодарил юбиляра за славную жизнь в искусстве. — Позвольте вас поздравить в преддверии Дня Победы. Все мы труженики тыла в лице Министерства культуры присоединяемся к многочисленным поздравлениям. Спасибо, что вы есть, — заключил чиновник. Владимир Абрамович коротко поблагодарил поклонников за теплый прием. Далее юбилей отмечали уже в тесном кругу. Источник в театре сообщил «Известиям», что официальное чествование юбиляра пройдет на следующий год. Дело в том, что Этушу по паспорту всего 94, хотя он действительно появился на свет в 1922 году. Непревзойденный Шпак из «Ивана Васильевича…» и товарищ Саахов из «Кавказской пленницы» предпочитает жить по документу, а то, что юбилей обернется не одним, а — будем надеяться — двумя бенефисами, для нас, зрителей, только в радость.

Владимир Этуш перевоплотился в даму-огнеборца
© ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков