Роберт Стуруа рассказал про адский труд и ближайшие планы 

Фото: Sputnik Грузия

Вахтанг Кобаидзе

Робико Стуруа, могу сказать смело — мой друг. Свой день рождения он всегда отмечает в узком кругу, который выбирает сам. В основном — в Тбилиси или Батуми. Редко, когда совпадает — на гастролях… Ни в период гастролей, ни во время отдыха в Тбилиси или где бы то ни было он не прерывает репетиций над новым спектаклем. Так и на этот раз. 31 июля ему исполнилось 79 лет. Несмотря на это, репетиции каждый день — в Батуми он работает над новым спектаклем «Вано и Нико» по рассказам Эрлома Ахвледиани. В Батуми состоялась и наша встреча, впрочем, интервью получилось «на скорую руку», ему было некогда…

— Поздравляем с 79-ой годовщиной, как вы готовитесь к предстоящему большому юбилею?

— Никакого большого юбилея не будет. Я ведь не отмечал 70 и 75 лет со дня рождения. Не планирую отмечать и 80.

— Помню, на 75-ую годовщину был большой торт и спектакль «Мария Каллас»…

— Торт действительно был большим, а вот спектакль и юбилей — маленькими

— Какие новости в вашем творчестве?

— Ну что сказать о новостях, работаю, как могу, я не в состоянии делать сейчас анализ касательно того, что создаю что-то новое. Это решать зрителям — новость для них моя работа или нет. Последней была постановка в Москве, в театре Калягина «Et Cetera» гоголевского «Ревизора». Говорят, понравилась. Когда грузинский или какой-либо другой национальности режиссер ставит русскую классику, то это очень претензионный момент, ты вмешиваешься в искусство, культуру другой страны. Это большой вызов. Короче, шесть месяцев я провел в адском труде. Говорят, что спектакль состоялся.

— Чего нам ожидать от Роберта Стуруа в будущем?

— Сейчас я заканчиваю спектакль в Батумском государственном театре по рассказам Эрлома Ахвледиани, потом немного отдохну и поразмышляю. А вообще-то, у меня большое желание вновь вернуться к теме «Витязя в тигровой шкуре», посмотрим, посмотрим…

Сегодня он был очень немногословным, я попытаюсь своими словами дополнить его портрет. Когда нравится чье-то творчество, это одна сторона медали, совсем иное, когда становишься другом такого творца, и эта дружба длится уже 40 лет… А это уже вторая сторона медали. «Ханума», «Кваркваре», «Кавказский меловой круг», «Ричард III», «Синие кони на красной траве»… Из его постановок последних лет стоит отметить «Девы» Поликарпа Какабадзе, «Сезон охоты» Тамаза Чиладзе и, наконец, «Узаконенное беззаконие» Брехта… Впрочем, я не намерен говорить здесь о триумфе Робико и Театра Руставели, оставлю это театроведам. Об этом все прекрасно знают, и моя скромная оценка была бы неуместной.

Он рисует, играет, необыкновенно музыкален, у него феноменальная память, он одинаково силен во всех сферах искусства и науки. И в этом ему помогает множество той нужной ему информации, которую он собирает из книг и журналов-газет. Он может прочесть толстую книгу одним взглядом, а своим творчеством вошел в пятерку лучших режиссеров мировой современности. Быть хорошим режиссером, другом, не отставать от жизни — это удел лишь единиц… Робико для меня и, я думаю, для многих других — неразгаданный, подлежащий отдельному изучению феномен.

Вспомню один факт: Хабаровск, 1982 год. Каждое утро наряду с множеством газет он покупал корейский журнал. Как-то я поинтересовался: «Не говори, что знаешь и корейский?!». «Нет, Коко, в каждом журнале печатаются гимны, посвященные Ким Ир Сену, очень интересно». От раскрыл журнал там, где были напечатаны ноты и текст, и начал читать ноты, напевая мелодию… Это было чудо, я слушал потрясенный!..

По моим многолетним наблюдениям, он скромен, никогда не подчеркивает свою особенность. Любит застолье, любит друзей, быть с ними, но не думайте, что для него это — потеря времени. Он живет этим миром, крутится в его центре, и все это находит отражение в его творчестве. Все это откликается в его новых поисках. Это постоянное обновление, которое берет исток в его талантливости, естественной мощи (власти), нескончаемо, и я бы желал, чтобы он еще долго радовал зрителей и поклонников своим чрезвычайно интересным творчеством.

Мир Роберта Стуруа, в первую очередь — все же театр, его спектакли. Своим творчеством он старается доставить другим радость. Заставить задуматься и увидеть завтрашний день, смысл жизни. Дружба с ним многому меня научила… И, в завершение, хочу закончить словами Робико: «Я очень счастлив! Вы не представляете, какой волнующий процесс, как это приятно, когда сочиняешь собственную жизнь!».

Читайте также
Видео
Больше видео