В "Театре на Таганке" в октябре выйдет премьера "Старший сын" в постановке Дениса Бокурадзе

Вместе с Денисом Бокурадзе на "Таганке" работала и его команда — художник по костюмам Елена Соловьева (лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска"), композитор Арсений Плаксин, художник по свету Евгений Ганзбург — заслуженный работник культуры РФ (Санкт-Петербург), сотрудничающий с театром "Грань" не первый год. Работа над "Старшим сыном" должна была начаться еще в январе, но некоторые обстоятельства помешали этому случиться. "И артисты ждали, — говорит Денис Бокурадзе, — более того, все отказались даже от отпуска ради работы над спектаклем". В спектакле задействованы артисты театра Александра Басова, Марфа Кольцова, Александр Метёлкин, Сергей Цимбаленко, Сергей Трифонов. В роли Сильвы — Филипп Котов, известный наверняка многим по сериалу "Зайцев плюс один", в роли Бусыгина — не менее известный (уж для самарцев точно) Василий Уриевский — постоянный участник фестивалей "Грушинский" и "Метафест". В спектакле звучат его песни, и, вообще, кажется, с гитарой Василий не расстается, постоянно перебирает струны, музыкально озвучивает движения, а порой Сильва и Бусыгин вампиловский текст читают в стиле рэп, и такое решение кажется абсолютно органичным, придает спектаклю определенную легкость, даже игривость. Несколько новых песен Василий Уриевский написал специально для "Старшего сына". Весь июль актеры репетировали, работа продолжится в сентябре, и 7 октября состоится премьера. Билеты, собственно, как и на все другие спектакли Дениса Бокурадзе, уже раскуплены. Как работалось с чужой труппой Денису Бокурадзе? Для режиссера театра "Грань" это первый опыт постановки вне родных стен. "Работалось легко, интересно, не было никакого сопротивления, и самое главное, что таганковские актеры действительно очень хотели сделать этот спектакль", — рассказывает режиссер. Одну из главных ролей — роль Сарафанова — в спектакле исполняет артист театра и кино Николай Чиндяйкин. "Я очень волновался: народный артист России, более ста ролей в кино, педагог, режиссер, сейчас он является артистом МХТ им. Чехова… Я переживал — какая будет встреча? — вспоминает Денис Бокурадзе. — Мне нужен был актер с потрясающими человеческими качествами, чтобы он был открыт, добр, и я помню этот первый день, когда он пришел в театр. Николай Дмитриевич поговорил с Ириной Апексимовой, произнес: "О, в этом зале мы с Анатолием Васильевым "Серсо" репетировали…", дальше повернулся ко мне и сказал: "Ну, товарищ режиссер, командуйте. Что делать?" — и напряжение сразу ушло. Да, я, конечно, не зал, как человек будет относиться к замечаниям, но он настолько расположил к себе и доверился сам, что мы как-то сразу пошли навстречу друг другу. Поражало, конечно, его серьезное, порой трепетное отношение к материалу, и то, насколько он доверяет режиссеру, причем не было никаких скидок ни на возраст, ни на статус, абсолютно точная, честная работа, которая доставила огромнейшее удовольствие. Это человек высочайшей театральной культуры и профессионализма". Хотя Николай Чиндяйкин часто говорил своему режиссеру: "Не мотивируй. Если выстроена совершенно точная мизансцена, я эту мизансцену принимаю, в себя вживляю и для себя ее оправдываю". "Помню, случалось, я пробовал что-то объяснять, он меня останавливал и говорил именно то, что я и хотел сказать. То есть понимание было абсолютно точным. Но при этом Николай Дмитриевич порой подходил перед репетицией и что-то уточнял по внутреннему состоянию, по логике развития образа. Чувствовалось очень трепетное, очень внимательное отношение к слову автора", — говорит режиссер. Но прежде чем дать согласие, Николай Чиндяйкин, можно сказать, проштудировал всю имеющуюся в интернете информацию, связанную с Денисом Бокурадзе. "Как выяснилось, он нашел все критические статьи о моих спектаклях, обо мне. И когда я попытался рассказать ему где учился, что ставил, он ответил: "Я все прочитал, чтобы иметь представление. Потому что если у меня нет уважения к режиссеру или я ему не доверяю, я никогда не буду с ним работать". Кстати, со "Старшим сыном" у Николая Чиндяйкина связана и своя личная история. Актер был знаком с автором пьесы, и ровно 45 лет назад он репетировал роль Бусыгина. Тогда артисты ждали Вампилова на репетицию спектакля, но 17 августа его не стало, он погиб. "Я начал Бусыгиным, — сказал Николай Чиндяйкин, — и закончить эту историю со "Старшим сыном" Сарафановым для меня очень важно". 19 августа 2017 года Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет, да и у самой пьесы в следующем году тоже юбилей — 50-летие. И, возможно, именно этот факт определил выбор репертуара и для театра-студии "Грань". Этим августом у себя дома, в Новокуйбышевске, Денис Бокурадзе также приступил к работе над "Старшим сыном". Премьера состоится в марте 2018-го.