Таких два разных променад-спектакля

С разницей всего в месяц мне удалось побывать на иммерсивных спектаклях Тобольска и Сургута. Оба — коммерческие проекты с социально-историческим уклоном, только они выполняют совсем разные функции. В Тобольске променад-спектакль появился в июне. До этого во всей Тюменской области никто не подозревал, что декорациями могут выступать сами городские постройки, а актёрами быть «зрители», хотя история таких театральных действий уходит корнями в 60-е годы. «Слушай Тобольск» (далее №1) — это итог сотрудничества фестиваля «Территория», компании «Сибур» и Свободного молодёжного театра. Режиссёром выступила Галина Зальцман, а драматургом Екатерина Бондаренко. В команде разработчиков есть хореограф Алексей Щербаков, композитор Леонид Именных и художник Екатерина Злая. Все они иногородние и приезжали в город дышать воздухом проекта. Сургутский же «Голос Города» ХМАО (далее №2) — это, скорее, история про успешную автоматизированную франшизу. В Ростове-на-Дону, Краснодаре и Абрау-Дюрсо уже появились фан-клубы, на очереди Сочи и столичные города. В нём не задействуются актёры, но зато решается проблема оттока молодого населения. Участники проекта буквально влюбляются в современный и динамичный город, в котором любая история — позитивна и перспективна. На мой взгляд, поставить аудиоспектакль гораздо сложнее, чем обычный. Нашим органам восприятия сложнее уловить логику повествования на слух, если в ней много знаков препинания, смыслов, символов, знаков. Важную роль играют паузы и интонация, смысловое членение материала. Всё должно быть чрезвычайно логично и понятно. Постмодернистический текст на протяжении 20 минут может сделать из нормального человека сумасшедшего, а если спектакль длится два часа? В «Слушай Тобольск» нужно вслушиваться постоянно. Голова постоянно будет в напряжении, тогда как в «Голос Города» спектакль напоминает, скорее, развлекательный квест. «Тебе ничего не мешает? — Плечо зудит. — Когда дойдёшь, остановись», — такой не логичный диалог привычен для №1, но мне совсем не понятен. Не понятна и троекратная отсылка к тобольскому комару, который на самом деле мало отличается от любого нашего сибирского. Действие в спектакле №1 начинается в городском торговом центре, зачем? — тоже вопрос. Вся наша группа ждала городскую маршрутку, в которой ехали обычные люди с работы. Кто-то из нашей группы стоял, кто-то сидел, а в наушниках говорилось «удобно сидишь.. положи руки на колена…». Ехали мы минут 10 в абсолютной тишине до площади Кремля. Так почему бы там было и не начать? Спектакль №2 выбрал отправной точкой Вечный Огонь. Именно здесь начинается работа нашей памяти и погружение в историю города. Дальше — образы доисторических эпох, мировой океан, первые жители Земли, эволюция, формирование болот и, наконец, приход человека. За всё это время никто в рассказе не умер, у тоболяков умирали все, о ком только ни шло повествование. Тобольский спектакль — про декабристов, про умирающих от отсутствия лекарств представителях народов Севера, про пленных шведов, наводнения, пожар, сифилис… Сургутский — про романтику и любовь сегодняшнего дня, потерю паспорта и счастливое его обретение, знакомство и дружбу, сны и фантазии. Да ещё и с хорошей музыкой, которая не давит на нервы, с невероятно связным текстом, детализированностью и интригой. Мне на ум пришла мысль, что каков город, таков и его темп, таковы и его жители. Наверное, поэтому я за позитив и оптимизм. №2 жизнеутверждающ до невозможности, в нём говорится о великом предназначении Сургута среди других северных городов, о благоустройстве его среды и туристическом потенциале. Кстати, специально для спектакля городские художники Булат Сайфуллин и Максим Яровой нарисовали красивейшее граффити во всю стену. Маршрут №1 состоит из старых разрушенных построек советской эпохи и зданий более раннего времени, истошно вопящих о реконструкции. Если бы я была инвестором, то после прогулки по таким заброшенным местам, никогда бы не вложила свои деньги в развитие города, где так обращаются с культурным наследием. И вообще бы никогда больше не приехала в Тобольск. А ещё я за технологии, которые не дают сбоя. В тобольском променад-спектакле выдавались наушники, зависимые от вай-фая. Или от чего-то ещё — секрет их так и не удалось разгадать к концу маршрута. Звук пропадал постоянно, мы подбегали к организаторам, мучились с кнопками сами… В сургутском действии проблем никаких не было — без шнуров, с индикаторами, надел на голову и забыл. И, наконец, конец! В «Слушай Тобольск» заканчивается всё пластическим спектаклем. Перед участниками проекта танцуют все, кто ещё недавно умирал. Словно тени из прошлого они касаются друг друга и наводят грусть и тоску на присутствующих. «Мы все умрём», «какая сложная судьба у жителей города», «тотальное невезение» — такие мысли приходят на ум, глядя на всех этих молодых артистов. В «Голос Города» и в завершении проскальзывает интрига — группа участников делится на две части, так как в наушниках диктуется противоположное. Момент счастливого воссоединения группы достойно аплодисментов. Завершающая точка — мост. Между прошлым и будущим. Настоящим и нами всеми. Хеппи енд.

Таких два разных променад-спектакля
© Уральский меридиан