3 октября 2017, Коммерсант

В Москве завершился французский «Гаврош»

В Москве завершился французский «Гаврош»: десять дней на нескольких площадках столицы для детей и их родителей труппы из Франции показывали свои спектакли, один из которых — «Теорию чудес» — изучала Татьяна Кузнецова.
«Гаврош» — лучший международный детский театральный фестиваль из тех, что проводятся в России, — в этом году прошел в 11-й раз. Изюмина его в том, что каждый фестивальный год посвящен театру одной страны. Были годы шведский, израильский, немецкий, голландский, датский, польский, дважды — итальянский и трижды — французский. С французов в 2007-м «Гаврош» начался, они же привезли девять спектаклей и на этот раз для зрителей с младенческих до подростковых лет. Неудивительно, что на фестивале с названием «Гаврош» доминирует Франция: детский театр этой страны практически неотделим от взрослого. Скажем, «новому цирку», оккупировавшему серьезные фестивали, покорны все возрасты. Мультимедийные технологии — волшебная основа «визуального театра» — превращают взрослых в восторженных детей, а дети лучше родителей соображают, как все это устроено. Хореограф мирового уровня Каролин Карлсон ставит пластические спектакли для детсада, не адаптируя свой язык, и малолетки отлично понимают, о чем говорит родоначальница французского современного танца. Для детей во Франции ставят авангардные тексты и высокую классику, библию и комиксы — их не держат в гетто «детского театра», а почитают за равных.
И, зная это, не стоит удивляться, что компания из Граса с недетским названием «Система Кастафьоре» привезла спектакль «Теория чудес», вдохновленный манускриптом XVI века и последними научными достижениями. За 70 минут на зрителей обрушивается каскад религиозных, философских, естественнонаучных, математических, этических и прочих фундаментальных проблем и задач, упакованный в такую дивную оболочку, что даже теорема Ферма, которой посвящен один из 12 эпизодов спектакля, кажется прелестной незнакомкой, за которой можно небезуспешно приударить.
В этом синтетическом действе с участием живой певицы, виртуальной актрисы, четырех реальных танцовщиц и сонма их виртуальных двойников, с церковными песнопениями и детскими считалками, учеными комментариями и старинной пантомимой доминирующую роль играет видео. Спроецированная на несколько прозрачных экранов (между первым, на авансцене, и последним, на заднике, время от времени появляются еще два-три), видеокартинка преображает двухмерную коробку сцены в фантастическое 3D-пространство, отменяющее земные правила — в частности, закон притяжения. В первом же эпизоде, повествующем об одухотворении материи, ангел в шортах и прозрачной рубашке исполняет почти классические па, только в пируэтах вертится неправдоподобно долго и слишком легко перепархивает в жете через всю сцену (лонжи, прикрепленной к поясу артистки, не видно за трехмерными, сказочно прекрасными пейзажами новорожденной планеты).
Для каждой ступени познания («Язык», «Мистика», «Ничто», «Существование», «Смысл жизни» — названия эпизодов поначалу вызывают оторопь) режиссер, композитор и видеохудожник Карл Бискюи и хореограф Марсия Барселлос, работающие вместе без малого 30 лет, находят подходящий жанр и пластическую форму, удивляя изобретательностью образов и облегчая юмором тяжеловесность тем. Белоснежный «олень» в ботфортах на исполинской платформе с пугливым достоинством прогуливается среди диковинных «птиц» с клювами в полметра — обычная студенческая зарисовка из цикла «Наблюдения» отлично подходит для темы «Живая природа». Маленькие портье, умноженные видеодвойниками, семенят по сцене, расчерчивая ее на квадраты, — типичное упражнение на освоение пространства объясняет юным зрителям понятие «Бесконечность» на примере перенаселенного отеля, впускающего все новых и новых постояльцев. В эпизоде «Ничто» тающие на экранах женственные привидения (и внедренные в их среду живые танцовщицы) взмахивают тюлями а-ля Айседора Дункан и Лои Фуллер. Кружат звезды в ночном небе, зависают в воздухе айсберги, заполняют сцену черно-белые пиксели — и зрители всех возрастов околдовано внимают «Теории чудес», разработанной в крошечном Грасе с совершенством, неведомым огромной и богатой Москве.
Оставить комментарий

Главное по темам

От типографии до театра: 3D-технологии меняют мир

16:21

Что смотреть на фестивале «Дягилев. P. S.»

10:23

80-летний Николай Дроздов станет певцом

10:14

Опубликован черный список гостей культурного форума

Вчера, 16:25

«Русский балет» представил премьеру «Дон Кихота»

15 ноября 2017

Видеоновости

Статьи

«Матильда» понравилась избранным

Депутаты Госдумы похвалили фильм Алексея Учителя

Что делает голый русский в Европе?

Европейцы издеваются над собой, но меняться не собираются

За «Матильду» ответят все

Лидер организации «Христианское государство» задержан из-за призывов сжигать кинотеатры

«Он любовник из любовников»

Жизнь, любовь и смерть Марины Цветаевой в вещах, фотографиях и документах

Названа дата выхода продолжения «Пятидесяти оттенков серого»

Писательница Э. Л. Джеймс назвала в инстаграме дату выхода своей новой книги. Джеймс — автор романов «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы».

Фоторепортажи