Casta Diva: восхищение пением

Casta Diva учреждена в 1996 году и, как говорит ее вдохновитель, музыковед и знаток мировой оперы Михаил Мугинштейн, является "специальной премией критиков в области оперного искусства России". Кстати, Мугинштейн, написавший трехтомную "Хронику мировой оперы", от азов до наших дней, любит исторические параллели: сама идея премии приурочена к 400-летию возникновения оперы. А дата проведения церемонии награждения- 6 октября - выбрана не случайно. Именно в этот день, 6 октября 1600 года, во Флоренции (во дворце Питти) состоялось первое в истории оперное представление - "Эвридика" Пери. Так возникло "восхитительнейшее из недоразумений" (на вечере цитировались эти слова Джорджо Стрелера), ставшее важнейшей частью европейской ментальности и культуры.

Casta Diva: восхищение пением
© Ревизор.ru

Награды Casta Diva вручаются ежегодно решением специально выбранного жюри, причем в нескольких номинациях: "Событие года", "Певица года". "Певец года", "Дама оперы" и "Кавалер оперы". Солидный стаж премии и профессионализм жюри - гарантия того, что ни одно по-настоящему важное событие не прошло мимо отборщиков. На этот раз премии вручались за достижения 2014- 2016 годов.

Первым награду получил директор Большого театра Владимир Урин - за оперу Генделя "Роделинда" в постановке британского режиссера Ричарда Джонса. Этот остроумный спектакль с черным юмором – не только копродукция ГАБТа с Английской национальной оперой, но и важный опыт соприкосновения нашего театра с барочной музыкальной эстетикой.

Редчайшее для российской оперной среды обращение к оперному минимализму 20-го века (а именно это сделали в Екатеринбурском театре оперы и балета, поставив спектакль о жизни Ганди - "Сатьяграху" Филипа Гласса) тоже отметили как событие года. Премию от имени театра получала меццо-сопрано Надежда Бабинцева, исполнившая затем арию Любаши из "Царской невесты" и романс Сантуццы из "Сельской чести".

Другой почетный гость концерта, тенор из Большого театра Олег Долгов спел ариозо Германа из "Пиковой дамы" и арию Калафа из "Турандот". Не обошлось и без финального дуэта Кармен и Хосе. Такая разнообразная панорама времен и стилей - важный и неотъемлемый элемент предпочтений премии. (Певцов сопровождал оркестр Музыкального театра. За дирижерским пультом стоял Андрей Лебедев из "Новой оперы").

Само собой разумеется, что жюри отметило "Травиату" в Перми: не каждый день знаменитый Роберт Уилсон ставит спектакли в российских оперных театрах, да и дирижерская работа Теодора Курентзиса привлекла всеобщее внимание. Отдельные восторги после премьеры получила певица Надежда Павлова - Виолетта. Теперь ей выпала честь получить в Москве награду - и спеть арию Виолетты, поразив публику красивыми "верхами", а потом исполнить и дуэт с Альфредом (московский тенор Алексей Татаринцев).

Могучий голос Натальи Мурадымовой (московский Музыкальный театр) позволил ей завоевать премию за партию Медеи в одноименной опере Керубини. У Мурадымовой получилась незабываемая Медея - и злобная фурия, и страдающая женщина, и существо из хтонических глубин древних мифов. К сожалению, не смог выступить на концерте солист того же театра Дмитрий Ульянов. Он награжден за партию Ивана Хованскоого в "Хованщине"), но именно в день концерта выступал в Венской опере. По понятным причинам отсутствовал Дмитрий Хворостовский, награжденный как "кавалер оперы". Но ведущий церемонии Юлиан Макаров от имени всех присутствовавших пожелал певцу скорейшего выздоровления. Не доехали до Москвы лауреаты премии Ильдар Абразаков и Татьяна Сержан (Мариинский театр): они чрезвычайно востребованы в профессии. Зато прекрасный певец Василий Ладюк вызвал бурные аплодисменты бравурной арией Роберта про Матильду из "Иоланты". И знаменитый баритон Сергей Лейферкус приехал - и щедро поделился талантом, спев – с Мурадымовой - дуэт из "Аиды" и поразив "ядовитым" артистизмом в передаче эмоций злодея Яго ("Отелло" Верди). А вручавший ему награду режиссер Александр Титель вспоминал, как был потрясен, услышав и увидев Лейферкуса в "Пиковой даме": "самый графский граф и самый офицерский офицер", с безупречной выправкой и особым взглядом. "Такого я не видел ни до, ни после".