Галина Волчек приспосабливает моду под себя

Художественный руководитель «Современника» Галина Волчек — о том, какими будут спектакли нового сезона, почему театр не должен быть модным местом и как сделать так, чтобы зритель жил в унисон с артистом.

Галина Волчек приспосабливает моду под себя
© Mos.ru

Больше 60 лет назад был образован московский «Современник», чьи создатели стремились вернуть на сцену «живого человека». Театр и сегодня верен заветам основателей: зрители узнают себя в героях спектаклей «Три сестры», «Уроки сердца», «Двое на качелях», «Дама», «Амстердам», «Игра в джин», «Пока существует пространство» и многих других.

Сейчас здание театра на Чистых прудах закрыто на реконструкцию. Ее планируют закончить к осени 2018 года, и следующий сезон театр откроет в родном здании. А пока спектакли основной сцены идут во Дворце на Яузе. О новом сезоне, суровом реализме, подражании моде и о том, как в театре сосуществуют молодость и мудрость, mos.ru рассказала Галина Волчек — режиссер и художественный руководитель «Современника», которая возглавляет театр 45 лет.

— Главное здание «Современника» на Чистопрудном бульваре сейчас на ремонте. Как театру живется на чужой сцене?

— Город нам помог в непростой ситуации, когда мы могли стать разъездным театром: сегодня мы играем в таком-то театре, потому что там выходной, а завтра — в другом. Это было бы трагично для «Современника», для всех нас. И для тех, кто ежедневно на сцене и за кулисами делает все, чтобы подтверждать, как мне сказал один человек, «абсолютную харизматичность вашего бренда». И для зрителей, без которых «Современник» не представляет себя по-настоящему действующим театром.

Молодежь, которая пришла в «Современник» за последние годы и профессионально состоялась в нем, тоже рассчитывает на то, что она будет продолжать расти и по-настоящему развиваться в родных для труппы стенах. Во всем остальном у нас все более-менее в порядке. Это доказывает постоянный зрительский интерес.

— Новая механика сцены позволит ставить спектакли со сложной сценографией?

— Я очень надеюсь. Мы провели годы в прекрасном дворце (Дворце на Яузе, где во время ремонта идут спектакли основной сцены «Современника». — Прим. mos.ru), но это не театральное здание. Оно — памятник архитектуры, и прекрасно, что в Москве есть такой дворец, но там нельзя воспользоваться даже самыми элементарными технологиями в области света, звука, без которых сегодняшний театр просто невозможен. Мне хочется верить в то, что мы сумеем победить все эти сложности.

Мы не теряем внутренней динамики и ритма

— Когда-то «Современник» стал ответом молодежи «отцам». Как сегодня молодость и мудрость сосуществуют в театре?

— Я желаю своим и друзьям, и не друзьям того мирного сосуществования, какое есть в нашем театре между молодежью и теми, кто уже называет себя стариками. Хотя мне смешно их так называть: они никакие не старики, это замечательные артисты, прожившие большую часть жизни в «Современнике». Это и Сергей Гармаш, это и Алена Бабенко, Сережа Юшкевич, Василий Мищенко, Владислав Ветров, это Оля Дроздова. Я не говорю про таких звезд, как Марина Неелова или Чулпан Хаматова, которые шли к этому «званию» очень планомерно.

Можно только удивляться и радоваться тому, что в зрительном зале столько молодежи

— Как изменился ваш зритель за те годы, что вы возглавляете театр?

— В театре больше молодежи. Я думаю, что за это можно и не волноваться сильно. Можно только удивиться и обрадоваться тому, что ее столько в зрительном зале. Я иногда ловлю себя на том, что думаю: «Как же я рада, что среди зрителей так много молодых лиц, интеллигентных, осмысленных, абсолютно все понимающих». Спасибо хочу сказать их родителям, бабушкам и дедушкам, которые, наверное, когда-то впервые, взяв их за руку, привели в этот театр, которому они верны и по сегодняшний день.

Мы так боялись переезда на Яузу, боялись, что вообще потеряем своего зрителя. Но нам очень повезло: во многом наши зрители пришли за нами. К тому же, дорогого стоит соседство с Бауманским институтом, с которым мы сотрудничали, еще будучи начинающим театром.

Моде надо не подражать, а приспосабливать ее под себя. Так интереснее, достойнее, чем вслепую бежать за ней

— На творческом вечере Вы говорили, что важно, чтобы театр не стал модным местом. Почему плохо быть модным местом?

— Слепое подражание любой моде — в одежде, в прическах, в желании посмотреть тот или иной фильм — меня не увлекает и не заражает. Как черные-пречерные брови, которые закрывают глаза. Мне кажется, что моде надо не подражать, а приспосабливать ее под себя. Мне кажется, так интереснее, достойнее, чем вслепую бежать за тем, что есть мода.

— Вы говорили, что ваша задача как режиссера — катапультировать зрителя из удобного кресла. Зачем?

— Затем, чтобы зритель проживал вместе с артистами происходящее на сцене. Надо постараться сделать так, чтобы вы не просто сидели на удобном стуле, а чтобы сострадали, сопереживали, соучаствовали в том, что происходит на ваших глазах. Артист должен не просто повторять рисунок роли, как заученную старую мелодию, он должен быть, а не казаться.

Русский психологический театр не нуждается в том, чтобы его оправдывали. Я верю в театр, который мы когда-то собирали по щепкам, по кусочкам, принося эти кусочки из дома, отовсюду. Я помню, мы выпускали «Вечно живые» и приносили из дома керосинки, детали декораций в театр, которого еще не было. (Премьера спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова состоялась 15 апреля 1956 года. Этот день принято считать днем рождения «Современника». — Прим. mos.ru)

— Вам тяжело давался переход от ипостаси актрисы к ипостаси режиссера?

— Очень тяжело. Но я не пожалела.

— Каким будет новый сезон в «Современнике»?

— В этом сезоне мы, я надеюсь, не потеряем внутренней динамики и ритма. В замыслах две премьеры на большой сцене: «Возрождение» Гарольда Пинтера в постановке Сергея Газарова и спектакль «Свадьба», который придумал Егор Перегудов на основе нескольких коротких пьес. К моменту, когда вы опубликуете интервью, уже сыграем на Другой сцене авторский спектакль Валентина Гафта и Саида Багова «Пока существует пространство».

Будут спектакли молодых режиссеров и тех, кто уже зарекомендовал себя как наши творческие спутники. Это, например, молодой режиссер из Татарстана, выпускник ГИТИСа Айдар Заббаров. Мы в основном с ГИТИСом сотрудничаем, с мастерской Сергея Женовача.

Также вполне возможна работа с Гришей Козловым (Григорий Козлов — петербургский театральный режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России. — Прим. mos.ru). Он известный в Питере режиссер, у него даже есть свой театр (Санкт-Петербургский театр «Мастерская». — Прим. mos.ru) Такая встреча не случайна, уже несколько лет говорим о возможности его постановки в «Современнике».

Планы театра всегда связаны с целым пакетом, как теперь принято говорить, желаний артистов, режиссеров. Можно строить планы на десятилетия, и они останутся только планами. А можно очень четко представлять себе жизнь сегодня-завтра-послезавтра и делать это неукоснительно. Мне ближе быть суровым реалистом.

Фотографии предоставлены театром «Современник»