«Освободите Кирилла». Штутгартская опера проводит флешмоб в поддержку Серебренникова

Штутгартская опера готовит постановку «Гензель и Гретель», репетиции над которой вынужден был прервать Кирилл Серебренников. Премьера назначена на 22 октября. Это европейский проект Серебренникова, который первым пострадал от его ареста. Кирилл Серебренников указан в афише «Гензель и Гретель» не в качестве режиссера, а как автор идеи. Штутгартская опера готовит премьеру, используя все его наработки, включая сценографию и костюмы, сделанные до ареста 23 августа, и старается следовать дальнейшим идеям Серебренникова, насколько это возможно в нынешней ситуации. Поскольку режиссеру запрещено пользоваться мобильным телефоном и интернетом, оперный театр общается с ним только через адвоката. Почему «Гензель и Гретель» не отложили, а все-таки решили выпускать в срок без присутствия Серебренникова, объясняет главный драматург Штутгартской оперы Серджио Морабито: Серджио Морабито главный драматург Штутгартской оперы «Бывают случаи, когда режиссер незадолго до премьеры выходит из работы над постановкой. Допустим, из-за болезни, по творческим или личным мотивам. Но это — беспрецедентный случай. Мы все в шоке. Если бы мы отложили премьеру, это выглядело бы, будто никакой работы до этого не было проделано, но это не так. Вложены огромные усилия. Постановочный план составляется на много лет вперед. Зрители покупают абонементы. И мы им, так сказать, пообещали это название в репертуаре. Кроме того, уже давно приглашены дирижер и солисты. Большие финансовые вложения. Мы — государственный театр. Соответственно, постановка финансируется из выделяемого бюджета, но решение, что ставить, а что — нет, конечно, полностью за нами. В случае с «Гензель и Гретель» мы решились на очень серьезные затраты, настолько убедительной была концепция Кирилла. Эта опера примерно в два раза дороже, чем в среднем наши постановки. Чтобы «Гензель и Гретель» окупилась, ее нужно показать не менее сотни раз в течение следующих десяти сезонов, но это нереально, поэтому в финансовом плане театр тоже сильно страдает». «Гензель и Гретель» — сказка братьев Гримм о бедных сестре и брате, которым нечего есть, и поэтому злая ведьма с легкостью заманивает их к себе в дом, сделанный из хлеба и сладостей. Это одна из самых популярных опер в Германии, на которую часто ходят с детьми. В современной редакции Серебренникова на музыку Энгельберта Хампердинка это будет сказка о нужде и надежде, или история двух африканских детей, которые добираются до Штутгарта. Зрители о концепции постановки и связанных с ней трудностях смогли узнать на открытии нового театрального сезона, рассказывает Томас Вагнер, который присутствовал на мероприятии: Томас Вагнер зритель «Сначала выступил художественный руководитель Штутгартской оперы Йосси Вилер, он долго говорил о ситуации с Кириллом Серебренниковым, о том, что здесь еще ничего подобного в сфере искусства не случалось. Потом слово взял Серджио Морабито. Он рассказал, что был в России и лично общался с Серебренниковым еще до ареста. Публика, присутствовавшая на мероприятии, была поражена историей с арестом, люди стояли молча. Потом вышла драматург оперы Анн-Кристин Мекке и рассказывала о том, как они вместе с Серебренниковым снимали фильм в Руанде, который будет частью постановки». Опера Штутгарта всеми силами пытается поддержать режиссера. С начала октября идет специально подготовленная ретроспектива его театральных и киноработ, приглашены деятели искусства и критики из России. Все мероприятия бесплатны. Театр также проводит флешмоб: можно купить футболку с изображением Серебренникова и надписью «Освободите Кирилла», сфотографироваться в ней и выложить фото на Facebook. Мнение главного драматурга Штутгартской оперы Серджио Морабито по поводу ареста Серебренникова: Серджио Морабито главный драматург Штутгартской оперы «Кирилл, конечно, ни в чем не виновен. В данной ситуации он — жертва насилия. Он несет наказание еще до того, как процесс даже начался. Домашний арест — это чересчур. Все, кто знает Кирилла, скажут, что он ни за что бы не покинул Россию, тем самым бросив свой театр на произвол судьбы. У него слишком много обязательств. Нет никакого риска, что он сбежит. Это знают все. Думаю, и органы власти — тоже. И это говорит о том, что мотивы его ареста надуманные — не финансовые, а, скорее, идеологические. Это выглядит, как какая-то постановка шовинистского, националистского, православно окрашенного характера». «Гензель и Гретель» — вторая опера Серебренникова в Штутгарте. Первая, «Саломея», поставлена в 2015 году. Она тоже была на злобу дня, с цитатами из видео террористов. Возможно, что история с арестом режиссера привлечет сейчас дополнительное внимание публики, говорит музыкант оркестра Штутгартской оперы Надя Хельбле: Надя Хельбле музыкант оркестра Штутгартской оперы «Это безумно грустно, что он не может сам режиссировать, особенно после успеха другой оперы, «Саломея». Публика и критика приняли ее очень хорошо, поэтому мы все были невероятно воодушевлены. История с арестом Серебренникова освещалась в ведущих СМИ Германии. Это, конечно, может сыграть на руку театру. Вызовет ли история дополнительный интерес у публики? Посмотрим. Это был бы очень хороший знак, что люди интересуются и хотят увидеть работу режиссера собственными глазами, чтобы уже потом делать какие-то выводы, а не просто, не зная его творчества, осуждать. На первый, премьерный показ «Гензель и Гретель» 22 октября билетов нет. На следующие пока выбор есть. Стоимость — от 9 до 116 евро, как и на все местные оперы. Корреспондент в Штутгарте Ольга Бояринцева — для Business FM.

«Освободите Кирилла». Штутгартская опера проводит флешмоб в поддержку Серебренникова
© BFM.RU