Ночная коронация Николая Второго

Еще не закончились бушевать страсти вокруг фильма Алексея Учителя "Матильда", как на последнего российского императора надвигается новый шторм - теперь уже театральный. Легендарный актер, режиссер, художественный руководитель театра "Содружество актеров Таганки" готовит премьеру спектакля "Нечистая сила" по роману Валентина Пикуля, и в революционную ночь с 4 по 5 ноября, объявленную в Москве "Ночью искусств", устроил коронацию Николая Второго. Впрочем, до того, как наделить последнего царя России "шапкой Мономаха", команда Николая Губенко провела экскурсию по закулисью театра, созданного бессменным коммунистом Губенко в качестве альтернативы театра На Таганке, в котором до этого служил и он сам, и его труппа. Экскурсионный маршрут был разбит на «точки», в которых зрителям предлагалась одна из сцен романа Валентина Пикуля «Нечистая сила», разыгранная актерами театра. Участники "Ночи искусств" смогли посетить село Покровское и познакомиться с Гришкой Распутиным, побывать в личных покоях императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Любопытно, что на входе участникам была предложена не обычная регистрация, а проверка документов, чинов и званий в помещении царской жандармерии, где после каждому посетителю был выдан билет на коронацию – копия настоящего Коронационного билета, сделанного по эскизам Виктора Михайловича Васнецова в 1896 году. На экране кадры кинохроники и картины – Кровавого воскресенья, Цусимского сражения, коронации Николая Второго. Сцена из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»: вальс Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Редкие фотографии Григория Распутина. Портреты исторических фигур заката российской империи: фрейлины Вырубовой, графини Игнатьевой, Победоносцева, Пуришкевича. Артисты вместе с гостями смотрели хронику. Между прочим, актеры играют несколько ролей. Николай Губенко объяснил «ВМ» свое обращение к роману Валентина Пикуля: - В течение века Романовых сначала обвиняли во всех смертных грехах, потом они были канонизированы, как христианские мученики. Театр же вместе с Валентином Пикулем стремится показать их ни святыми, ни чудовищами, а такими же, как все, людьми, - сказал Губенко. Это же относится к более, чем к противоречивой фигуре Распутина, которого одни считают святым, другие - вором и шарлатаном, управляющим императором и императрицей. Будем откровенны, не были же они слабоумными идиотами, что так легко их мог одурачить простой мужик? Тем не менее, все, что описывает Валентин Пикуль - было. - Его роман обращен к людям, способным мыслить, - отметил Николай Губенко. В финальной точке экскурсионного маршрута, все имеющие Коронационный билет смогли увидеть первую в России киносъемку, которая запечатлела коронационные торжества, задать вопросы актерам театра и сфотографироваться на память. В акции «Ночь искусств» приняли участие актеры театра «Содружество актеров Таганки»: Заслуженный артист России Данила Перов, Владимир Базынков, Надежда Бодякова, Владимир Завикторин, Александр Плентайтис, Роман Серков, Баин Бовальдинов, Игорь Иванов, Андрей Перов, Александр Алешкин. Предстоящая премьера по роману Пикуля «Нечистая сила» - масштабная работа режиссера Николая Губенко, в которой занята вся труппа театра. Более ста персонажей задействовано в трехчасовом спектакле, который приглашает зрителей на серьезный разговор о начале XX века и окружении последнего русского государя, собственно той самой «нечистой силе», о причинах, которые привели Россию к катастрофе, о личности Григория Распутина и многом другом. Николай Губенко ставит спектакли редко, но, как говорится, метко, и все его постановки вызывают резонанс. Губенко не скрывает своей нелюбви к царской России, - "стране рабов - стране господ" (строки Лермонтова) и с благодарностью относится с советской власти, которая его, сироту, воспитала, дала лучшее образование (актерское и режиссерское во ВГИКе) и возможность творить, созидать, а также бороться за свои идеалы. Премьера спектакля "Нечистая сила" состоится 16 декабря Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Ночная коронация Николая Второго
© Вечерняя Москва