Воронежский Камерный театр представил свою версию «Осеннего марафона»

Воронежский Камерный театр, худрук которого Михаил Бычков выступал сокуратором завершившегося 6 ноября детского фестиваля «Маршак», представил премьеру на большой сцене. Спектакль поставила участница первых двух «Маршакфестов», обладательница «Золотой маски» Марфа Горвиц. Взяв за основу сценарий Александра Володина, по которому Георгий Данелия снял культовый фильм «Осенний марафон», режиссер, не трогая фабулу, вернула сценарию оригинальное название – «Горестная жизнь плута» – и значительно сместила акценты в сторону ироничности. Если в «Осеннем марафоне» герои вызывают жалость, то в спектакле Камерного театра образы гиперболизированы: жена Бузыкина подчеркнуто забитая жизнью, любовница очень глупая, менее талантливая коллега слишком страдающая. Но наибольшую трансформацию претерпел сам Бузыкин. У Данелии Олег Басилашвили предстает несчастным рохлей, который не может никому отказать, и в итоге сам же от этого страдает больше. У Горвиц персонаж Камиля Тукаева живет в постоянном круговороте – вокруг него вертятся люди и декорации, небольшие уголки на колесах, представляющие комнату (конечно же, с ковром), санузел, кухню и стену безликого советского учреждения, а сам герой практически не выходит из нарисованного в середине сцены круга. Такая жизнь Бузыкину по нраву, он предстает в Камерном истинным плутом, который, кажется, никогда не заврется и постоянно будет оправдываться тем, что вот, мол, обстоятельства закрутили. Но магия круга перестает работать, когда персонаж спокойно выходит за его пределы, а жизнь остается такой же. Виноваты не внешние обстоятельства, это сам герой добровольно бегает по кругу. И финальную попытку Бузыкина стать таким как все сложно назвать успешной. Антон Матвеев