Завершение Второго фестиваля музыкальных театров России. Между Сциллой духовного и Харибдой материального

Круглый стол оказался очень представительным по составу основных его участников - своё видение результатов фестиваля и отдельных показанных на нём спектаклей высказали музыкальные критики, театроведы, педагоги: Г.Спектор, Н.Большакова, А.Иняхин, Н.Сурнина, Д.Морозов, М.Бабалова, С.Коробков. Музыкальный и театральный критик, драматург, режиссёр, педагог РАТИ-ГИТИСа Григорий Спектор, театральный критик Александр Иняхин, музыкальный критик Дмитрий Морозов. Фото: Владимир Зисман Вёл круглый стол Г.Исаакян, который предложил провести "анализ тенденций, неких открытий или повторяемых банальностей", то есть отрефлексировать произошедшее событие. Если попытаться систематизировать темы, которые были подняты на этом обсуждении, то, безусловно, необходимо будет начать с обсуждений спектаклей, показанных на фестивале, поскольку это было очевидной "исходной" позицией. Дмитрий Морозов, театральный критик Сергей Коробков, Фото: Владимир Зисман Общий обзор показанных спектаклей сделал Г.Спектор, поскольку ему удалось посмотреть почти всё, что привезли театры всей страны, за исключением тех случаев, когда в один вечер шли два, а то и три спектакля. По мере высказываний по поводу фестивальных событий стала вырисовываться некоторая консолидированная точка зрения участников обсуждения, хотя каждый из них, безусловно, излагал свою личную позицию. Очень позитивно критики отозвались о мюзикле А.Журбина "Восемь любящих женщин", поставленном Новосибирским театром музыкальной комедии. Событием фестиваля стала опера В.Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо", поставленная Г.Исаакяном в Детском Музыкальном театре им. Сац. Йосси Тавор уже в последующем свободном обсуждении, в режиме "выхода к микрофону" сказал об этой постановке - "это очень эстетичный спектакль. Я бы сказал, он заставляет задуматься обо всём - и о музыке, и о тексте, и об эпохе… Обо всём". И, говоря уже о фестивале в целом, заметил - "Мне кажется, что этот фестиваль начал проникать в сознание публики тоже, а не только ценителей сценического искусства". В своём выступлении он отметил ещё одно яркое событие фестиваля - проект "КоOPERAция", в рамках которого на Малой сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко были показаны восемь мини-опер молодых композиторов и драматургов, каждая из которых по условиям Лаборатории не должна превышать четырнадцати минут. "Оказалось, что молодёжь потрясающая, они смогли уложить в эти пятнадцать минут массу идей, массу смыслов". Йосси Тавор. Фото: Владимир Зисман О том же сказала и Мария Бабалова - "КоOPERAция" для меня оказалась наиболее интересной. Правда, я не раз задавалась вопросом - а эти композиторы делают эти вещи для себя, это такая "вещь в себе", в стол или они представляют себе публику? Там было представлено восемь зарисовок, предложений, имеющих право на репертуарное продолжение". Мария Бабалова, Наталья Сурнина, Юлия Большакова. Фото: Владимир Зисман Очень интересным был анализ некоторых постановок, который предложил А.Иняхин в свойственной ему флегматично-саркастической манере, настолько стилистически изящной, что не могу отказать себе в удовольствии его процитировать. "Было показано две "Сильвы" (Алтайский государственный театр музыкальной комедии и Иркутский областной музыкальный театр им. Загурского), и объединяло их то, что кордебалет мешал петь даже такой интимнейший дуэт как "Помнишь ли ты" - и в этот момент приходят несколько человек и что-то такое танцуют даже не сбоку, а у них за спиной". "Главная странность этого фестиваля - певческий текст совершенно непонятен, артикуляция не ясна и получилось, что лучше всего поют артисты Барнаула, а не Питера и не Москвы. Вот там я всё понял, в "Ползунове" (мюзикл Е.Терехиной, Алтайский театр муз. комедии), хотя, конечно, пьеса, как любой госзаказ, вызывает некоторое недоумение, потому что Екатерина разговаривает как Катя Андреева из программы "Время". Получилось, что лица второго плана драматургически гораздо интереснее, чем Екатерина с её желанием поднять Россию с колен - эта лексика появилась значительно позже и таких слов Екатерина Алексеевна не знала". Дальше беседа "смодулировала" к более общим проблемам, в частности, к идеям о дальнейшем развитии фестиваля и к обсуждению особенностей регламента фестиваля в будущем. Были высказаны мысли о необходимости своего рода премодерирования репертуара фестиваля, введения, например, должности программного директора и т.д. Г.Исаакян в своей ответной реплике защитил свободный выбор театров: "Почему это директор театра, имеющий один шанс в год показать что-нибудь в Москве, привезёт бог знает что?" И отметил принципиальную установку на отсутствие всякого рода состязательности в рамках этого фестиваля. Сергей Коробков. Фото Владимир Зисман Приблизительно об этом же, но в более широком масштабе проблемы в своей пламенной речи говорил и С.Коробков, поднимая тему невостребованности и нереализуемости ярких, но неформатных творческих "изделий" и, что более печально, их авторов. Достаточно единодушно, применительно к следующему фестивалю, была принята идея совместного обсуждения критиками спектаклей сразу после их показа, в тот же вечер. После этого произошло явление, известное всем под названием "Щас спою", потому что к микрофону начали выходить директора музыкальных театров со своим накипевшим и наболевшим. Директор Новосибирского театра музыкальной комедии Л.Кипнис со слезой в голосе сказал: "Я буду говорить о материальном - чтобы привезти сюда "Восемь любящих женщин", мне пришлось взять из бюджета театра два миллиона рублей. Для периферийного театра это немалые деньги, заработанные собственной шкурой. И когда мы говорим об отборе, надо учитывать и материальные возможности. Пройти между Сциллой и Харибдой духовного и материального". Генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета Ильмар Альмухамедов с отчаянием говорил об "оптимизации" системы, "разрушающей репертуарный театр, когда экономисты министерства финансов задают вопрос почему у вас три дирижёра или почему у вас прима балерина получает больше, чем другая балерина, которая отработала в театре 20 лет, а эта всего пять, и приходится говорить, что пуанты - это не тапочки, которые покупают на пять лет". И далее беседа перешла в финансово-юридическое русло, хотя и ненадолго, потому что закончилось время, отведенное для круглого стола. Александр Титель. Фото: Владимир Зисман Тема режиссёрских чтений, которые последовали после перерыва, была заявлена как "Театр-дом против системы stagione". Проще говоря, о преимуществах и недостатках системы русского репертуарного театра и системы серийного проката спектакля при участии приглашённых звёзд. Об этом и собирались дискутировать Г.Исаакян и А.Титель при помощи А.Парина. Тем не менее, батл режиссёров не совсем удался, потому что победила дружба - оба режиссёра сошлись на том, что театр-дом лучше, чем stagione и к тому же в восемь-десять раз дешевле. Тем более, что кто же добровольно захочет рубить сук, на котором сидит? Но само изложение позиций, перемежаемое разнообразными историями и размышлениями, а также стимулируемое личным обаянием А.Парина, было чрезвычайно интересным. А вечерний гала-концерт, в котором нетривиально, но органично сочетались романсы П.И.Чайковского с барочной музыкой Перселла и Генделя, стал достойным завершением фестиваля. "Режиссерские чтения", Георгий Исаакян, Алексей Парин. Фото: www.facebook.com/videtmusiky/

Завершение Второго фестиваля музыкальных театров России. Между Сциллой духовного и Харибдой материального
© Ревизор.ru