Балаган вместо спектакля Константина Райкина

Моноспектакль «Над балаганом небо…» Константина Райкина в Одессе кучка подростков превратила в настоящий балаган. Ворвавшись в зрительный зал – ведь судя по всему, билетов у них не было – молодые люди, с криками «Слава Украине!» и неизвестно к кому обращенным вопросом «Чей Крым?» направились к сцене. Константин Аркадьевич поспешил ретироваться за кулисы – ведь непонятно, чем могло окончиться это нашествие «защитников Украины». Зрители, которые в один момент из Одесского театра попали на киевский Майдан, такому развитию событий не порадовались и встали стеной, преградив дорогу возмутителям спокойствия. Но спектакль был сорван. Не знаю, за кого больше обидно – за зрителей, которым не дали послушать хорошую поэзию в исполнении Константина Райкина, за самого Константина Аркадьевича, чей творческий полет был так грубо прерван, или за всю Украину, жители которой даже в театре не могут чувствовать себя спокойно. И где – в Одессе. Хотя, после ужасных событий 2 мая 2014 года, произошедших в этом городе на Куликовом поле – чему, вроде бы, удивляться. Но никак, до сих пор никак не могу принять и осознать то, что один из любимых моих городов, о котором Исаак Бабель писал, что это «город, в котором легко жить, в котором ясно жить» будто бы вернулся на 100 лет назад, во времена, описанные в экранизированной повести Александра Козачинского «Зеленый фургон». Когда бандитам, третировавшим жителей, мало что могла противопоставить даже милиция. Когда те, кто еще вчера вместе играли в футбол или сидели за одной партой, оказались вдруг по разные стороны добра и зла. И все же, что-то изменилось в этом городе, в этой «нервной почве, рождающей музыкантов, шахматистов, художников, певцов, жуликов и бандитов, так ярко живущих по обе стороны среднего образования», по выражению Михаила Жванецкого. Видимо, дело все-таки в том, что нынешнее молодое поколение одесситов – как, впрочем, и других жителей Украины, получило совсем другое образование, отличное не только от советского, но и от того, что получали гимназисты в начале ХХ века. Поэтому страшно далеки они от Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама и других поэтов, чьи стихи должны были прозвучать со сцены Одесского академического музыкально-драматического театра в исполнении Константина Райкина. Что ж, остается только надеяться на цикличность исторического развития и на то, что когда-нибудь я снова смогу прогуляться по Ришельевской улице без опаски нарваться на вопрос «Чей Крым?»

Балаган вместо спектакля Константина Райкина
© Вечерняя Москва