Майя Плисецкая: фуэте длиною в жизнь

Век балерин недолог. Приходится покидать сцену на пике карьеры. Обидно. Творческие силы на взлете, но, увы, не остается сил физических. Талант в танце служит телу, а тело подчинено неумолимым законам природы. Оно не в состоянии бесконечно выдерживать нечеловеческие нагрузки. И ничего тут не попишешь.

Майя Плисецкая: фуэте длиною в жизнь
© Sputnik Грузия

Отслужив свое, знаменитые танцовщицы часто становятся не менее знаменитыми педагогами, воспитывают целые плеяды новых исполнителей. Обучают технике, которую когда-то освоили. Передают опыт. Делятся секретами. Это уже школа.

Но вдруг выясняется, что ты владеешь тайной, которой не научить, которую не повторить. Ты сам творец. В тебе не только талант служит телу, но и тело — таланту. Оно — глина, из которой лишь ты, гениальный скульптор, способен вылепить неповторимый образ. Сам. Из себя.

И тогда восхищенная природа приостанавливает неотвратимый бег времени. Замирает. Делает исключение.

В анкетных данных Майи Плисецкой бросается в глаза пункт — "Годы активности: 1945-2015". Больше полувека творческой деятельности, и почти все в амплуа танцующей балерины! Это просто невероятно. Уже в возрасте от 50 до 70 лет ведущими балетмейстерами мира специально для нее были поставлены 8 балетов! Морис Бежар, Ролан Пети, Хосе Гранеро… Причем, они сами просили ее танцевать заглавные партии. Потому что лишь Плисецкая могла полноценно воплотить и развить их замыслы.

В 70 лет она танцевала в балете "Курозука", в 75 — в "Аве, Майя!", в 78 — в "Послеполуденном отдыхе фавна"…

Майя Михайловна ушла из жизни на 90-м году. Казалось бы, достойный возраст. Все так. Но она была в превосходной физической форме. Внезапный сердечный приступ мог стать аккумулированным результатом болезненных жизненных передряг. Их ведь было немало. Как и у большинства рожденных под знаком Скорпиона. Людей неугомонных, страстных, не умеющих сдерживать свои порывы, заигрывать перед ничтожествами. Галина Вишневская, Людмила Гурченко, Лиля Брик…

С Лилей Брик, несмотря на огромную разницу в возрасте, они дружили. Обе никогда не унывали. Умели выстоять. Брик для многих была музой. Для Маяковского, в частности. Плисецкую тоже считали музой. Пьер Карден, например. Но она сама по натуре творец. Гениальный художник зрительных пластических образов.

Впрочем, как заметил Михаил Жванецкий, "ее было не только видно, но и слышно". Причем, было слышно в годы, когда молчание служило способом выживания. И затем, когда на фоне всеобщей готовности по разнарядке заклеймить кого-то позором, оно стало приравниваться едва ли не к гражданскому мужеству.

Спасало балерину то, что (если поменять местами те же слова Жванецкого) ее было не только слышно, но и видно. Она ослепляла. И с этим ничего нельзя было поделать. Оставалось лишь мелочно сводить счеты. Пакости, гнусности и попытки унизить — для Отечества, где нет своего пророка, это в порядке вещей.

Лиля Брик, тоже крепкая женщина, в 85 покинула бренный мир добровольно. Плисецкая, думаю, могла бы еще жить и радовать своих преданных поклонников, если не танцем, то неповторимым остроумием и жизнелюбием.

Кстати, именно Лиля Брик косвенно "виновата" в том, что тбилисцы, лишились шанса обрести у себя величайшую балерину XX века. В самый разгар травли Вахтанг Чабукиани, руководивший балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета, предложил Плисецкой переехать в Грузию. По воспоминаниям Майи Михайловны, новый 1958 год она встретила в Тбилиси, и они с Чабукиани даже начали обговаривать репертуар.

А вскоре в гостях у Лили Брик она познакомилась с Родионом Щедриным. И все вдруг повернулось в другое русло. Это была любовь на всю жизнь — 57 лет вместе! Плодотворнейший творческий союз — балеты "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой". И несравненная "Кармен-сюита", ставшая одной из жемчужин современного сценического искусства. Трудно назвать другое произведение подобного жанра, где бы так органично воплотились в единое целое творческие замыслы аранжировщика музыки, балетмейстера и исполнительницы главной партии — Щедрина, Альберто Алонсо и Плисецкой.

Человек гордый и самодостаточный, Майя Михайловна так и не научилась опускаться до сведения счетов со своими обидчиками. В своих воспоминаниях она даже пыталась некоторым их них найти оправдание. Ироническое отношение к Хрущеву уместила в один характерный штрих: когда тот подошел на новогоднем приеме в Кремле, от него попахивало водкой. А неуместный комплимент прозвучал по-мужицки неуклюже: "На сцене вы большая, видная. А тут — тощий цыпленок".

В связи с этим я вспомнил один небольшой эпизод. Майя Михайловна довольно часто приезжала в Тбилиси. И однажды мне довелось лететь в Москву одним с ней рейсом. Весь полет Плисецкая держалась настолько скромно, что никто ее не замечал. Я тоже узнал не сразу, хотя знаменитая балерина и сидела недалеко от меня. Сомнения отпали, лишь когда она зачем-то поднялась с кресла. Неповторимая грация, пластика движений. И чуть смущенная улыбка — обычная легкая озабоченность женщины, которой предстоит возиться с багажом…

Нет, в ее внешности абсолютно отсутствовали черты, хоть чем-то походящие на цыпленка. По правде сказать, и на гордого лебедя, которого я наблюдал на сцене и на телеэкране, она тоже не была похожа. Скорее, напоминала трогательного стройного лебеденка…

Это уже третий день рождения, который мы отмечаем без Майи Плисецкой. Кто-то тогда написал: мир потерял великую балерину.

Вроде бы, все верно. Но мне вдруг стало обидно. Потому что мир ничего не терял. Став еще при жизни легендой, Майя Плисецкая так живой легендой и осталась.

Навсегда.