"Золото партии" во МХАТе

Юрий Поляков театральные пробы давно прошел, МХАТ имени Горького уже поставил несколько его пьес, вот и столетие революции решил отметить «Золотом партии». Эта пьеса Полякова жанрово обозначена им как «семейная комедия». В том, что это комедия, сомнений нет: зал хохочет, разбирая текст на цитаты. Взрывается аплодисментами, фыркает в такт показанному, боясь пропустить очередную реплику. Любопытно видеть и смешение классических декораций и кинохроники, заплетенных в день сегодняшний — это начало действу было положено давным-давно, при том самом человеке на броневичке и революционных матросах, а продолжается сегодня, в наше время, на Рублевке. Но смех — лишь поверхностный слой этого драматургического «наполеона». Его прослойки — куда глубже и вкуснее хрустящих корочек. Жизнь Петра Лукича Барабаша (народный артист РФ В. Ровинский), пенсионера всесоюзного значения, удалась: он — достойный сын революции, назвавший сына Марленом (заслуженный артист РФ С. Габриэлян) в честь Маркса и Ленина. Теперь МарликМарлезон вырос, стал банкиром, сменил трех жен, завел четвертую — «мисс Тамбов», но теперь вот дела не клеятся и чудесная жизнь на Рублевке того и гляди даст трещину. Своя жизнь и история и у фактурной Оксаны Тарасовны Сметанки — сиделки-украинки с высшим историческим (!) образованием. Она — жертва сегодняшних реалий. Все у них с мужем было хорошо, но лишь до тех пор, пока семья не развалилась «по политическому принципу»: когда супруг принялся искать украинские («укровские») корни даже у древнегреческого (древнеукрского?!) Ахилла, идиллия закончилась. Впрочем, Поляков не был бы Поляковым, не подсыпь он актуально-острого перца зрителям на раны! Свои печали тут, впрочем, у всех: и у беременной дочки Марлена — ее избранником стал Венька Чегеваров, молодая революционная поросль ХХI века, и у четвертой марленовской жены, и у полиглота Николая Карловича (как странно узнаваемы тут имена…), приставленного к одному из марленовских сыновей, и у батюшки Василия, еще одного банкирского сына, еще недавно, в миру, Василия Марленовича. Но все эти судьбы сходятся в одной точке, в помпезной гостиной марленовского дома. И тогда на смену смеху приходят и раздумья, и даже нечто горько-щемящее, объяснение которому найти трудно, а может, и вообще невозможно. И приходит понимание, что «комедия» это — лишь на первый взгляд, а на самом деле это — тонкий саркастический срез времени, слепок того дня, что остался где-то за спиной, на московском Твербуле, когда вы свернули с него к высокой лестнице, ведущей во МХАТ. Интенсивность смеха в зале зависит, конечно, от его состава. Ведь «всесоюзный пенсионер», жизнелюб и апологет советского строя Петр Лукич для одних будет понятен, для других — ошеломляюще узнаваем, для третьих — незнаком, но интересен. Интересны и многослойны и другие персонажи этой комедии нашего времени, куда более широкоформатной, чем комедия семейная. Но это, пожалуй, единственное, в чем Поляков невольно не был точен. А что же золото партии, спросите вы? Оно было. Прямо под руками, а то и в руках. Но не спрашивайте — где. Надеюсь, увидите, когда придете на спектакль. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

"Золото партии" во МХАТе
© Вечерняя Москва