Худрук «Геликон-оперы» — об опере под открытым небом

Русский театр станет главной темой городских массовых мероприятий в 2018 году.

Худрук «Геликон-оперы» — об опере под открытым небом
© Mos.ru

Увидеть первые постановки московских театров под открытым небом можно будет совсем скоро: с 31 декабря по 2 января на Тверской и прилегающих улицах откроются 10 театральных площадок фестиваля «Путешествие в Рождество».

Превращение улиц, бульваров и площадей в театральные подмостки продолжится в течение всего будущего года. Летом в Москве может состояться оперный фестиваль, в котором примут участие артисты московских театров оперы и балета. С идеей его проведения выступил художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. В интервью mos.ru он рассказал, какие места в столице могут стать декорациями для опер.

— Какое, на ваш взгляд, значение имеет выбор темы русского театра для городских мероприятий 2018 года?

— Москва — один из главных театральных центров мира. Туристы, приезжая сюда, сразу идут в театр. Это имидж нашей столицы. Поэтому к предложению ввести спектакли в программу городских мероприятий я отношусь с огромным энтузиазмом.

Превращение городских пространств в площадки для спектаклей точечно используется во всем мире. Здорово, что Москва перенимает этот опыт, и здорово, что сегодня у нас есть возможность действовать в этом направлении.

— У вас уже есть идеи постановок, которые можно было бы перенести с театральной сцены на площадки под открытым небом?

— Можно сказать, что наш театр уже сделал пилотные проекты в этой области. В течение последних лет мы представили несколько оперных спектаклей в «Коломенском» на фоне исторической архитектуры, а также в Подмосковье.

В Москве есть замечательные исторические пространства, в которых были бы особо интересны оперные и балетные постановки. На Красной площади потрясающе смотрелась бы опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Блестящими декорациями для «Иоланты» и «Лебединого озера» Петра Чайковского могла бы стать готическая архитектура «Царицына», а уникальный новый парк «Зарядье» с великолепными видами на Москву и Кремль мог бы стать площадкой для опер Николая Римского-Корсакова.

Отдельная тема — вокзалы и метро. У меня давно есть мечта о серии ночных концертов в метрополитене — такой опыт был в Москве в годы Великой Отечественной войны. В прошлом году был сделан первый шаг в этом направлении: на станции «Кропоткинская» была исполнена концертная версия оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Московские вокзалы — здания с потрясающими залами, великолепной акустикой. Здесь тоже можно было бы делать какие-то спектакли.

— Есть ли уже какие-то конкретные идеи по фестивалю оперного искусства?

— Обсуждается возможность его проведения летом. Время года выбрано неслучайно: артисты оперы могут работать на улице только при комфортной температуре воздуха, голосовые связки не выдерживают холода. Участниками фестиваля могли бы стать музыкальные театры Москвы: Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Новая опера», «Геликон-опера» и даже Московский театр оперетты. Можно было бы подумать об участии зарубежных оперных и балетных звезд, тогда фестиваль приобрел бы международный статус и повысил бы туристическую привлекательность столицы.

— В качестве площадок оперного фестиваля вы рассматриваете парки и усадьбы или выступления участников можно будет услышать на площадях и бульварах?

— Ежегодно в День города мы выступаем под открытым небом — на Патриарших прудах, на бульварах, на Васильевском Спуске, в парке Победы. Но в качестве площадки фестиваля рассматривать бульвар все-таки сложно. А площадка для выступления оперных артистов все-таки должна быть энергетически выстроена так, чтобы люди могли задержаться, прислушаться, сконцентрировать внимание. Классическая музыка не может просто звучать фоном, она требует концентрации.

По-моему, можно было бы что-то сделать в отреставрированных павильонах ВДНХ. А «Площадь Сити» отлично подошла бы для постановки мюзиклов — она могла бы стать нашим московским Бродвеем.