РИА Новости 12 марта 2018

Олег Табаков — великий лицедей с невероятным обаянием

Фото: РИА Новости
МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Главный лицедей страны Олег Табаков был воистину народным артистом и умел сочетать в себе практически все: он был не просто блистательным актером, но и талантливым организатором и педагогом, создателем студий, театров и школ, отцом большого семейства и просто счастливым человеком, который мог обаять любого от мала до велика.
О кончине Олега Табакова сообщили в понедельник РИА Новости в пресс-служба МХТ имени Чехова. «К сожалению, скончался Олег Табаков», — сказал собеседник агентства.
Из Саратова в Москву
Приехав из Саратова с намерением покорить Москву, Лёлик, как его называли близкие, начал активно осваиваться в столице. Поступил в Школу-студию МХАТ на курс к великому Василию Топоркову, которого поминал всегда добрым словом во всех своих выступлениях. Старательно постигал курс наук, впитывая, как губка, все тайны и секреты мастерства, которыми делились со студентами мхатовские старики. Судьба благоволила этому худенькому юноше, у него все получалось: он был лучшим студентом, его любили учителя, обожали дамы. Красавец Валентин Гафт, который учился с Табаковым на одном курсе, вспоминал, что все завидовали успеху Лёлика у женщин. Рассказывал, что только одному Табакову достался поцелуй красавицы Майи Менглет, о котором мечтала вся мужская половина курса.
Потрясающее обаяние
Секрет такого успеха таился в невероятном обаянии Олега Павловича, перед которым невозможно было устоять и на сцене, и в кино, и в жизни. Эта его особая магия помогала ему с легкостью открывать двери кабинетов больших начальников. Причем в этом было задействовано не только его лицо, но и голос, благодаря которому Табаков решал многие проблемы простым телефонным звонком.
Театральный критик и историк театра Анатолий Смелянский, работавший вместе с Табаковым в МХТ им. Чехова, пишет: «Много лет наблюдаю, как выполняется этот простейший этюд. „Добрый день. Это Олег Табаков“…. И на том конце провода замирают от восторга — и не только секретарши… точно так же этот голос действует и на особей мужского пола. Сколько квартир для своих артистов добыл, скольких людей выручил из беды, скольких переселил в Москву…»
Актер актерыч
Режиссер Роман Балаян, снявший Табакова в картине «Каштанка», любовно называл его Актер Актерычем. Он играл с упоением, с восторгом, с наслаждением и мог сыграть все: перевоплотиться в итальянского композитора Сальери и русского барина Обломова, в начальников всех рангов и мастей, включая президента Ельцина, в главу германской разведки Шелленберга в знаменитом сериале Татьяны Лиозновой, причем так здорово, что племянница немца прислала ему открытку с благодарностью за создание образа дяди. Так же блистателен Олег Павлович был и в роли кота Матроскина, которого любят и дети, и взрослые. Он играл не только мужские роли, но и с блеском справлялся с женскими, коих сыграл немало на сцене «Современника». Он мог изобразить что угодно и кого угодно, мог спеть по-украински и заговорить на латыни.
Современник
Он родился как артист в «Современнике» и был одним из тех, кто стоял у основания студии, а потом и театра «Современник», на спектакли которого невозможно было попасть. Тогда его здание располагалось на площади Маяковского, где дни и ночи напролет стояли очереди за билетами. У раннего «Современника» популярность была невероятной. Табаков играл много в пьесах Розова, Володина, Вампилова. Ему был близок Гоголь, Салтыков-Щедрин, Гончаров. Именно в «Обыкновенной истории» Гончарова Табаков сыграл одну из своих лучших ролей. А было ему всего 24 года. Уже тогда стали проявляться и его деловые способности, организаторский дар. Недаром он стал самым молодым директором театра. Ходил с большим портфелем и был очень серьезен.
Табаков был с «Современником» и в счастливые дни, и в трудное время, когда ушел их лидер Олег Ефремов, которого Олег Павлович почитал своим учителем.
Чутье на талант
Довольно рано у Табакова проявился особый педагогический дар. Судя по его ученикам — а это нынешние звезды театра и кино Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Лариса Кузнецова, Марина Зудина и еще многие знаменитости — Олег Павлович практически никогда не ошибался, у него было абсолютное чуть на талант.
Фраза Пастернака, которую Табаков любил повторять: «Талант — единственная новость, которая всегда нова», слово «талант» — было любимым.
Так было и с отбором в самую первую студию, из которой выросла знаменитая ныне «Табакерка» — театр, который он обустроил в богом забытом подвале и сделал одним из популярнейших театров Москвы.
Благодаря энергии Табакова и способности добиваться своей цели, «Табакерка» переехала в новое здание, специально построенное для нее. Но на этом Олег Павлович не остановился — он создал театральную школу, куда набрал совсем юных ребят с разных концов России. Мастер всегда думал о новом поколении, которое должно прийти в театр. И уже первые студенты Школы Олега Табакова, в числе которых и его сын Павел, играют в спектаклях «Табакерки» и на сцене МХТ имени Чехова, который тоже возглавлял Табаков.
Художественный театр
В МХТ имени Чехова Табаков пришел в трудное время сразу после кончины Олега Ефремова. МХАТ переживал сложности, его стал забывать зритель. И Табаков, для которого одним из главных показателей всегда являлась востребованность театра, сумел перебороть эту ситуацию. Он шел напролом, не очень заботясь, будет ли это одобрено критикой и театралами. И начал со спектакля, который был как бы не в русле Художественного — "№ 13"; постановку доверил Машкову. И не ошибся. В театр буквально «повалил» зритель. Билеты невозможно было достать, записывались за месяцы вперед. Так он развернул публику к театру в Камергерском переулке и победил. Хотя ругали его за это со всех сторон нещадно. Но лед тронулся. И теперь можно было браться за серьезные вещи, прежде всего, за классику. И в репертуаре появились «Белая гвардия», «Господа Головлевы», «Гамлет», «Преступление и наказание».
Табаков очень много читал и то, что ему нравилось из современных авторов — будь то проза или драматургия — старался реализовать в театре. Он приглашал на постановку молодых режиссеров-экспериментаторов: Кирилла Серебренникова, Евгения Писарева, Константина Богомолова. Иногда ошибался, не боялся закрывать спектакли, если считал, что они не стоят того, чтобы на них продавать билеты. И шел дальше. Он называл себя не художественным руководителем, а менеджером. И главным для него всегда был показатель посещаемости, поэтому каждый сбор труппы накануне нового сезона начинал именно с этих заветных цифр и с гордостью называл эти 98-99%.
Отец родной
Табаков любил всех своих учеников, следил за их судьбой, все они для него были как родные. Он любил делать подарки, без просьб и напоминаний повышал зарплаты, первым в стране придумал выплачивать «родовые», повысил пенсии ветеранам, учредил свою премию, которую вручал «талантам» в разных сферах.
Олег Павлович любил поесть — всегда, на любых совещаниях он был с пакетиком, где что-то съестное, и был рад угостить. Он привык еще со студии подкармливать своих студентов, к которым относился как к своим детям.
Да и своих у него было четверо — старшие Антон и Александра, которые подарили ему уже внуков. В 60 лет — у него родился сын Павел от брака с актрисой Мариной Зудиной — такой вот случился роман между учителем и ученицей, а через десять лет всем на зависть появилась дочь Мария. Вот так он доказывал свою состоятельность по всем статьям.
 Ещё 2 источника 
Комментарии
Читайте также
Владимир Варнава и Сергей Полунин о будущем балета
Секреты «Алых парусов»: Хореография
«Богема» в Большом и балет Парижской оперы
XII Междyнародная летняя школа СТД