Сергей Юрский поставил шпионский триллер

"Reception" - новая работа Сергея Юрского в театре имени Моссовета, где он выступил в качестве режиссера, исполнителя главной роли, а быть может, и драматурга. Автор пьесы Игорь Вацетис - фигура мифическая. Сергей Юрский уже играл в спектакле по пьесе Вацетиса "Провокация", так и не объяснив публике - кто, откуда этот драматург? Впрочем тот, кто хотя бы однажды имел возможность личного общения с Сергеем Юрским, легко догадается, что Игорь Вацетис - и есть Сергей Юрьевич. Юрский всегда говорит о том, что его беспокоит, интересует, интригует в манере особого абсурда, который уже сегодня называют "абсурдом Юрского", и отличает его абсурд острота, злободневность, интеллект. Премьера "Reception", главные герои которой - резиденты, разведчики, а для кого-то шпионы, - невероятно метко попадает в наше время, с громкими шпионскими скандалами. Впрочем, Юрский в своей работе не преследует цель развлечь или отвлечь от проблем публику. Сергей Юрьевич объяснил "ВМ" задачу, которую он поставил как режиссер в этой работе: - Абсурд – высшая стадия иронии. В свое время я ставил спектакли, которые можно отнести к попытке воссоздать мир абсурда, - это «Стулья», «Король умирает», «Провокация», «По поводу лысой певицы». Пожалуй, именно в «Лысой певице» наиболее четко отражается предвестие катастрофы, и поэтому она дальше уходит от иронии, чем другие постановки. В спектакле "Reception" - моя попытка передать время, в которое мы живем, и которое, на мой взгляд, стало иным. Сюжет спектакля - в современном российском отеле остановился герой Юрского - Роман Плоткин. У него бессонница, и он сидит в холле, в темноте, и расспрашивает дежурную (Людмила Свитова) о житие-бытие. Герой Юрского задает девушке профессиональные вопросы, в частности, "откуда она знает английский язык?", и не делает никаких попыток для флирта. Зритель пока даже не догадывается о том, что он - бывший или не бывший разведчик (говорят, что бывших разведчиков не бывает). Умный, интеллигентный, уставший человек, которого мучает яркий свет и который хочет тишины и покоя. Но появление нового гостя - Соколова (Андрей Межулис), которого вольно или невольно (в жанре абсурда мотивация не всегда ясна) встречает в холле герой Юрского, не оставляет сомнений - этот отель имеет прямое отношение к миру разведки, и здесь происходят тайные свидания, и даже его владелец - из мира шпионов. В спектакле - удивительно гармоничный актерский ансамбль. Актеры передают мир безжалостных, жестких мужчин, - шпионов; и хрупкий, теплый мир женщин, которые при любых обстоятельствах, даже работая вместе со шпионами, остаются мечтательными. Хозяйку отеля Веронику Леоновну играет заслуженная артистка России Елена Валюшкина. В своей игре она передает все оттенки юмора, которым русским женщинам не занимать, - это и насмешка, и сарказм, и тонкая ирония, и гротеск. Зритель, наблюдая за жизнью наших современников, хотя и специфической (все-таки мир разведки - особый мир), находит ответы на многие вопросы, которые его беспокоят. Один из них: "Почему время так быстротечно, и нет возможности на размышления, чувства, наслаждения?". Впрочем, мужчины найдут для себя одни темы, а женщины - другие. Сергей Юрский поставил довольно гендерный спектакль, с разделением мира на мужчин и женщин. Режиссер-постановщик обозначил жанр: "Триллер".

Сергей Юрский поставил шпионский триллер
© Вечерняя Москва