Ревизор.ru 10 июля 2018

«Плакать или смеяться»— гастроли театра им. Вахтангова в Омске

Фото: Ревизор.ru
Театр имени Евгения Вахтангова с Омском связывает очень многое. В 1941-1943 годах его коллектив находился в Омске в эвакуации: работали на сцене драматического театра (поочередно с омичами), выступали в госпиталях, выезжали с концертами в сельские районы. Родом из Омской области известный артист Михаил Ульянов, в течение двадцати лет бывший художественным руководителем Вахтанговского театра; омичка и Марина Есипенко — ведущая актриса… Так что гастроли вахтанговцев в Сибири не редки. Однако, пожалуй, еще никогда программа не была столь насыщенной.
На этот раз в Омске театр им. Евгения Вахтангова представил пять спектаклей: «Медея», "Евгений Онегин", «Наш класс», «Мадмуазель Нитуш», «Ревнивая к себе самой». Планировалось, что спектаклей будет шесть — но из-за болезни ведущего артиста Владимира Симонова пришлось исключить из программы гастролей «Минетти». Однако даже так поклонники, к сожалению, физически не могли посетить всё — спектакли шли одновременно на сценах Омского государственного академического театра драмы и Омского государственного музыкального театра. Сцена из спектакля «Медея». Фото: antipenko.ucoz.ru  На программу гастролей, а также на запланированные встречи с журналистами не повиляли ни транспортные проблемы (из-за тумана самолет отправили в Тюмень, и артисты прибыли в Омск на пять часов позже), ни погода, ставшая причиной простуды Сергея Маковецкого.
Несмотря на то, что первые спектакли — «Медея» Ж. Ануя в постановке Михаила Цитриняка (театр драмы) и «Евгений Онегин» Римаса Туминаса (музыкальный театр) — шли параллельно, фактически честь открытия «Больших гастролей»выпала «Евгению Онегину»: именно перед его началом состоялась официальная часть.
Этот выбор объясняется не только большей аудиторией. «Сцены из романа А. С. Пушкина», как характеризуется постановка Туминаса — лауреат множества премий, в том числе и «Хрустальной Турандот» (лучший спектакль сезона 2012-2013), Приза дирекции фестиваля «Балтийский дом» (2013), национальной театральной премии «Золотая маска» (2014). Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Виктор Добронравов, Ольга Лерман — самый «звездный»состав из всех гастрольных спектаклей. Именно это и привлекло пристальное внимание публики и прессы.
Очень камерная, герметичная «Медея», темная не только по сюжету — но и по световому и декорационному решению — никак не подходила на роль «спектакля-открытия». Это интимная история любви, ненависти, предательства, одержимости, преступления и попыток оправдать — скорее рефлексивная, нежели развлекательная.
"Евгений Онегин" же вовлек зрителей в своеобразную интеллектуальную игру с хорошо всем известным материалом, где нашлось место и пластическим этюдам, и лирике, и фарсу. Ради того, чтобы показ на омской сцене ни в чем не уступал классическому, были доставлены две фуры оборудования, декораций и света. Кстати, именно желание представить спектакли во всей полноте технического оснащения стало причиной того, что пришлось отказаться от идеи привезти «Грозу» Уланбека Баялиева. Сцена из спектакля «Евгений Онегин». Фото: bbc.co.uk  Вахтанговский «Евгений Онегин» оказался поводом и в очередной раз напомнить омичам, что в середине июля их ожидает еще одна трактовка пушкинского романа — премьера в Омском ТЮЗе, ONEГИН ("BLUES с одним антрактом") режиссера Юрия Печенежского.
На пресс-конференции директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок упомянул, что «Мы ходим в театр за двумя эмоциями: плакать или смеяться». Этому тезису сюжетно вполне соответствовали остальные спектакли гастролей.
В течение двух вечеров в Омском государственном музыкальном театре давали «Мадмуазель Нитуш», известную российскому зрителю по киноадаптации Л. Квинихидзе «Небесные ласточки». Однако оперетту Ф. Эрве можно назвать легендой вахтанговского театра — ее поставил еще в декабре 1944 года Рубен Симонов. На сцене блистали Людмила Целиковская, Владимир Осенев, Николай Гриценко
Премьера нынешней версии состоялась 60 лет спустя — в декабре 2004 года. Режиссер Владимир Иванов пошел по совершенно иному пути, обратившись к опереточной традиции злободневности постановки: «Мадмуазель Нитуш»буквально напичкана шутками, хохмами и отсылками к актуальным событиям. В 2016 году этот спектакль стал лауреатом Премии «Звезда Театрала» в номинации «Хит продаж сезона». На омскую же сцену, кроме неизменной во всех составах Марии Ароновой, вышли омичка Марина Есипенко (с приветственной импровизацией родному городу) и дебютант в роли Селестена-Флоридора Евгений Пилюгин, нисколько не уступивший в итоге старшим товарищам. К сожалению, для многих зрителей веселая постановка была несколько омрачена непривычной продолжительностью — почти четыре часа, из которых достаточно безболезненно для сюжета и даже благотворно для динамики можно было «выкинуть» минут тридцать. Фото: ru.sputnik.az  В это же время в Омском государственном академическом театре драмы шел «Наш класс» Натальи Ковалевой по пьесе Тадеуша Слободзянека. Самый «свежий»из представленных в Омске спектаклей — не только по дате премьеры (октябрь 2016 года), но и по актерскому ансамблю: на пресс-конференции Кирилл Крок несколько раз акцентировал внимание на том, что в постановке заняты не мэтры, а выпускники «Первой студии»театра имени Вахтангова, вошедшие в труппу только в январе 2018 года. Им был предложен не легкий, развлекательный материал — но документальная история, трагедия геноцида в польском городке Едвабне.
Закрывающим «Большие гастроли» стала «Ревнивая к себе самой» в постановке Александра Коручекова. Классическая комедия плаща и шпаги, сыгранная в стиле постмодернисткого хаоса, ничуть не утратила своей злободневности. Для омского зрителя она оказалась особенно любопытной по той причине, что эта не самая известная пьеса Тирсо де Молины (по сравнению с той же «Благочестивой Мартой») уже идет в Омске с 2006 года, на сцене Драматического Лицейского театра. Там Владимир Решетников сделал постановку в классическом, «костюмном»стиле — и тем более интереснее было сравнить если не актерское мастерство, то режиссерское решение. Фото: vakhtangov.ru Но, увы, какими бы большими ни были гастроли, они всегда заканчиваются очень быстро и кажутся весьма короткими.
В октябре 2018 года Омского государственного академического театра драмы нанесет ответный визит в Москву и представит на сцене Вахтанговского театра ряд своих спекталей: «Искупление»Алексея Крикливого, «INCOGNITO» Анатолий Ледуховский, «Три товарища» Георгия Цхвиравы и «Правда хорошо, а счастье лучше» Роман Самгин и премьера сезона «Время секонд хэнд »Дмитрия Егорова.
Комментарии
Читайте также
«А не хлопнуть ли?»: правила аплодисментов в театре
2
«Безприданница»
1
Домогаров юбилей на сцене театра Российской армии
Театральное лето: куда сходить до начала гастролей