"А не хлопнуть ли?": правила аплодисментов в театре

Сегодня поход в театр — это не только возможность получить интеллектуальное и эстетическое наслаждение, но и сложный тест на знание этикета. И главный вопрос, с которым сталкиваются новички, обычно касается аплодисментов исполнителям. В какой момент концерта или спектакля можно дать волю чувствам и рукам? Вопрос на самом деле не такой простой, как может показаться на первый взгляд.

"А не хлопнуть ли?": правила аплодисментов в театре
© pixabay.com

Когда театр был массовым развлечением для всех сословий, никаких специальных правил не существовало, и каждый зритель мог выражать свои эмоции так, как ему вздумается. Однако со временем театр стал элитарным искусством, а умение себя вести стало еще одним признаком человека из высшего общества.

Согласно современным нормам, хлопать артистам можно и нужно, когда поднимают и опускают занавес, дирижер занимает свое место возле пульта, или артист только что исполнил сложную оперную арию.

Что же касается концертов симфонической музыки, то аплодировать уместно только после исполнения всего произведения, а в паузах между отдельными частями лучше сохранять тишину.

Обычно в конце дирижер поворачивается к зрителям, тем самым подсказывая, что исполнение окончено, и он готов поклониться.

Однако так было не всегда. До начала XX века публика азартно хлопала музыкантам после исполнения отдельных частей симфонии или кантаты. При этом и музыканты, и композиторы расстраивались, когда не слышали аплодисментов во время игры.

Возникновение новой традиции — молчания — связывают с Вагнером. Композитор обратился к публике, которая шумно выражала свое восхищение после второго акта оперы "Парсифаль", с просьбой дождаться финала, чтобы не разрушать атмосферу спектакля. Так был создан прецедент, по сути приравнявший театр к храму, где также не принято громко говорить или хлопать.

Постепенно традиция нашла поддержку у некоторых влиятельных дирижеров и на протяжении первой половины двадцатого века стала нормой.

Например, сторонником запрета аплодисментов стал

дирижер Леопольд Стоковский, который считал, что традиция постоянно хлопать — наследие примитивных средневековых представлений.

Интересно, что далеко не все дирижеры и композиторы приняли такую позицию.

Американский композитор Дэниэл Грегори Мейсон был уверен, что вынужденное молчание лишает зрителей деятельного соучастия в концерте, и от этого в проигрыше остаются и музыканты, и зрители.

Тем не менее, чем больше становилась власть дирижера в театре, тем активнее утверждалась новая традиция. Видимо, потому что аплодисменты в середине музыкального произведения и впрямь могли технически и эмоционально сбивать дирижера с нужного настроения.

Вероятно, утверждению традиции поспособствовал и технический прогресс. На первых пластинках из записи удаляли все признаки активности публики, в том числе и аплодисменты, чтобы сэкономить место.

Кстати, самыми длительными аплодисментами наградили Лучано Паваротти 24 февраля 1988 года, после блистательного исполнения им партии Неморино в опере Доницетти «Любовный напиток» в Берлине. Овация продолжалась 67 минут.