Сергей Чонишвили: Моя физиономия не очень нужна нашему кино

В каждой роли есть что-то от меня самого, говорит актер Сергей Чонишвили. Главное, не застрять в образе, каким бы удачным он ни был... Сегодня он — Гамлет, завтра — Карлсон у Богомолова, послезавтра — Панург в инсценировке по роману Рабле или даже Пушкин в спектакле «Онегин»... Новая роль Сергея Чонишвили — доктор Дорн в постановке «Чайки» в Московском театре Табакова — хороший повод поговорить о классике, но разговор получился не только о ней. — Почти четверть века вы играли в одном из лучших театров страны — театре «Ленком», получали стабильную хорошую зарплату, а теперь стали приглашенным актером, который живет гонорарами. Не жалеете о своем уходе от Марка Захарова? — Я всегда стремился к тому, чтобы стать свободным художником. К тому же моя биография сложилась скорее вопреки принадлежности к труппе театра «Ленком». Мне нравится рассчитывать только на себя и не ждать никаких субсидий и пенсий. — Пенсию теперь, наверное, отодвинут... — Я и до этих нововведений не собирался уходить на пенсию в 60… Я даже за повышение пенсионного возраста, но я за грамотные изменения в пенсионной политике. — Собираетесь умереть на с цене? — Почему это умереть? Я хочу работать до 120 лет. А на 121-й год, возможно, отправлюсь на заслуженный отдых в горы. — Ну конечно, у вас кавказская кровь и шансы перешагнуть 100-летний рубеж велики... — Помимо грузинской крови, во мне русская, польская, немецкая, чешская, французская, шведская крови. Все это лирика. Значение имеет только медицинский фактор — кровь второй группы, положительный резус. — Вы прямо материалист, как Евгений Базаров... — Человек без веры — это нонсенс, ибо даже атеист — человек верующий. Несмотря на то что в 25 лет я сознательно принял православие, по мировоззрению и мироощущению я гораздо ближе к буддистам. Но при выборе между Востоком и Западом, скорее, выберу Запад. — Как вы получили роль Дорна? Почему именно вас Константин Богомолов выбрал на эту роль после ухода Олега Табакова? — Моя первая реакция на предложение сыграть Дорна была скорее вопросительной. Сравнений с Олегом Павловичем, который играл эту роль, не избежать, и все они вряд ли будут в мою пользу — так уж устроено человеческое сознание. Но через некоторое время подумал, что все это неважно, а главное — спектакль будет жить. Если говорить о выборе моей кандидатуры на эту роль, возможно, это произошло потому, что я, по мнению Богомолова, в данном случае наименее раздражающая фигура для зрителя. Но это всего лишь мое предположение. — Вам понравилась новая сцена «Табакерки» на Сухаревской? — Прекрасная сцена с замечательной акустикой, комфортная и уютная, как и спектакль «Чайка». Между прочим, из этой «Чайки» во многом вырос в свое время спектакль МХТ «Событие» по Набокову. Всех героев богомоловской «Чайки» безумно жаль, по-хорошему жаль. Вообще мироощущение Антона Павловича с его пессимизмом и скепсисом по отношению к людям мне очень близко. Вряд ли я принадлежу к числу оптимистов, хотя и верю во что-то хорошее. — Верите в хорошее? — Утопически верю в победу разума над грехами и глупостью. Верю в самообразование и в то, что каждая личность может найти в себе резервы для развития и улучшения своей души. Это утопия, но я верю в нее. Стараюсь. Всеми силами холю и лелею эту утопическую сентенцию. — В спектакле «Онегин» Натальи Семеновой на музыку Алексея Айги вы выступаете в роли Автора. Что думаете о главном герое романа? — Для нас Евгений Онегин — типичный «привет современной золотой молодежи». Человек, не задумывающийся ни о своих поступках, ни о их последствиях. Живущий так, как хочется в данный момент. Говорить — хорош он или плох — неправильно. Он такой, какой есть, и Автор (в данном случае — я) все равно относится к нему, как к собственному ребенку. — А вы верите в то, что Онегин полюбил Татьяну, когда вернулся в Россию? — Не думаю. Его реакция — это реакция капризного ребенка на отобранную любимую игрушку. Причем реакция наглая, исключительно эгоистичная. Он всегда должен быть победителем. — Кто из героев, которых играли и играете, вам близок? — Их много. Первое, что приходит на ум: Виктор из спектакля «Цена» по Артуру Миллеру, Ферран из спектакля «Метод Гренхольма», третий Гамлет из «Русского Гамлета», Дориан Грей из «Идеального мужа», Панург из спектакля «Гаргантюа и Пантагрюэль». В каждой роли есть что-то от меня. Главное — не остаться в персонаже после окончания спектакля — некоторые начинают играть персонажа и остаются в нем, что неправильно и опасно. Не все артисты не всегда это понимают, это неправильно и опасно. — Вы окончили Щукинское театральное училище, но никогда не играли в Театре Вахтангова, почему? — Не взяли, зато взяли в «Ленком». Кстати, на сцену Театра Вахтангова я все-таки выходил, будучи студентом «Щуки». Сегодня я выхожу на сцены МХТ имени Антона Павловича Чехова, Государственного Театра Наций и Театра Олега Табакова. И мне это нравится. Замечу, что гений Олега Павловича создал по-настоящему демократический, общедоступный театр МХТ, в котором каждый зритель может найти спектакль, соответствующий его художественному вкусу. — Последние годы вы мало снимаетесь в кино. — Моя физиономия не очень нужна нашему кинематографу. Поэтому сижу за кадром, озвучивая других. На мой взгляд, это лучше и честнее, чем играть в плохих фильмах. — Вам приходилось в жизни выживать? — Не очень люблю вспоминать этот период... когда мне случалось сдавать бутылки, чтобы иметь деньги на пропитание. Глядя в прошлое из сегодняшнего дня, могу сказать, что это был необходимый период жизни, который меня многому научил. — Вы — сторонник здорового образа жизни? — Никогда! Я сторонник того, чтобы прислушиваться к желаниям своего организма. Когда навязчиво говорят о здоровом образе жизни, лично мне всегда хочется выйти на улицу с плакатами, призывающими к отказу от соли, мяса, сахара, кофе, чая, нефти и газа. Какова будет реакция? Я против запретов. Я — за потребление качественных продуктов и за уважительное отношение к желаниям самого близкого человека — своего собственного «я». Этот «я» мне привлекателен и любим мною, поскольку он — не глуп, рационален и в меру всеяден. Ему можно доверять. Кстати, о еде. На самом деле еда — важный показатель менталитета нации. Когда приезжаешь в другую страну, то понять ее можно, задав три главных вопроса. Первый — что люди едят? Второй — каковы взаимоотношения мужчины и женщины? Третий — отношение к смерти. — Тогда задам вопрос про второй вопрос — как в России обстоят дела с любовью? И что вы думаете о русских мужчинах? — Не только Россия, но весь мир живет в болезненно патриархальном обществе. Несмотря на то что цивилизованный мир пытается избавиться от этой зависимости, русские мужчины в большинстве своем считают, что «баба должна сидеть дома, поддерживать очаг и рожать детей». И молчать. На мой взгляд, позиция эта тупая, устаревшая и бесперспективная. Женщины сегодня добились определенных свобод и прав, но все равно живут в обществе, построенном по мужским законам. Лишь когда мужчины и женщины поймут свое истинное равноправие, будут уважительно относиться друг к другу вне законов мужской логики, тогда цивилизация шагнет на путь улучшения и просветления. Возможно. — Что бы хотели поменять в своей жизни? — Ничего. Если бы я что-то поменял, то не был бы таким, какой есть в данный момент. Совершал ли я в своей жизни ошибки? Да. Многое можно было бы сделать раньше, проще, с наименьшими потерями. Нравится ли мне моя жизнь? Да. — Вам приписывали громкие романы с красивыми и успешными актрисами... — Громкие любовные романы с красивыми и успешными актрисами в основном придуманы для определенных пиар-акций. Отвечу так: личная жизнь у меня есть, но это моя личная жизнь. Разговаривать о ней публично мне неинтересно. Могу сказать только одно: я — представитель сексуального меньшинства: мужчина, который любит женщин. Такие тоже нужны. — Андрей Кончаловский о своих романах написал две книги, а вы? — Ну, я не Андрон Сергеевич... Если когда-то буду писать мемуары, ближе к 120 годам, то и тогда вы вряд ли узнаете что-то суперинтересное о моей личной жизни. О, у меня есть хорошая, но грустная история на эту тему. Однажды мой приятель спросил в шутку у своей жены: «За что ты меня любишь?», и та неожиданно серьезно и подробно, буквально по пунктам, рассказала за что... Через месяц они развелись. Меня не очень устраивает такой финал жизни.

Сергей Чонишвили: Моя физиономия не очень нужна нашему кино
© Вечерняя Москва